В статье описаны автомобильные выключатели/переключатели: назначение, устройство, электрические параметры, физический принцип действия, место установки, методы проверки и диагностики неисправностей.
Усовершенствование конструкции автомобиля для повышения безопасности движения, экономичности, надежности, комфортабельности и других показателей, привело к значительному увеличению электрооборудования автомобиля и повышению функциональности.
В системе управления двигателем, трансмиссией и электрооборудованием выключатели в автомобиле предназначены для включения приборов освещения, световой сигнализации, тормозных сигналов, нагрева или кондиционирования воздуха, контрольных приборов и т. д.
Назначение, устройство и принцип действия выключателей
Устройство и принцип действия выключателя зависит от места установки в автомобиле и назначения. Для ручного включения электрических потребителей используются простые по конструкции кнопочные или клавишные выключатели.
Контроль и предупреждение о неисправности простых механических включателей, в большинстве случаев, не осуществляется.
В электронных выключателях/переключателях заложена функция контроля разных физических величин и, соответственно, конструкция выключателей различается в зависимости от места установки и системы автомобиля в которой они применяются.
Выключатель стоп-сигнала/положения педали тормоза (BPP), переключатель положения педали сцепления (CPP)
Место установки: на педали тормоза (датчик-переключатель, включатель стоп-сигналов); на педали сцепления (датчик-переключатель CPP).
Рабочий диапазон напряжения: примерно 5 В / 12 В – датчик-переключатель CPP; примерно 5 В – датчик-переключатель BPP; примерно 12 В – включатель стоп-сигнала. Тип сигнала: ВКЛ/ВЫКЛ. Сопротивление: разомкнут > 50 кОм; замкнут – менее 0,5 Ом.
Физический принцип действия: датчик-переключатель BPP (размыкающий выключатель); датчик-переключатель CPP (размыкающий/замыкающий выключатель); выключатель стоп-сигнала – замыкающийся включатель.
Датчик-переключатель CPP, датчик-переключатель BPP и включатель стоп-сигналов определяют положение педали сцепления или, соответственно, педали тормоза.
Включатель стоп-сигнала также называют BOO (Brake on/off Switch).
При нажатии педали тормоза датчик-переключатель BPP размыкается, включатель стоп-сигнала замыкается. В зависимости от автомобиля/двигателя моменты срабатывания включателя стоп-сигналов и датчика-переключателя BPP могут совпадать или быть смещены друг относительно друга.
При нажатии педали сцепления датчик-переключатель CPP размыкается. Выключатель CPP может представлять собой однопозиционный или двухпозиционный переключатель с разными моментами переключения: 1 ступень – размыкание, 2 ступень – замыкание.
При неисправности заносится код ошибки (DTC) (кроме включателя стоп-сигнала). Проверяется направленной диагностикой (при наличии) и цифровым мультиметром DMM. Параметры отображаются в регистраторе данных (кроме включателя стоп-сигнала).
Выключатель антиобледенения
Место установки на испарителе кондиционера. Физический принцип действия: размыкание контактов выключателя (реле) по сигналу датчика температуры NTC.
Датчик температуры выключателя антиобледенения измеряет температуру на испарителе. При уменьшении температуры ниже некоторого заданного значения реле размыкается.
Рабочий диапазон напряжения питания примерно 12 В. Тип сигнала: ВКЛ/ВЫКЛ. Сопротивление: разомкнут > 50 кОм; замкнут – менее 0,5 Ом. Момент переключения 2 – 4 °C. При неисправности код ошибки не заносится. Проверяется цифровым мультиметром DDM.
Выключатель замка ремня безопасности
Место установки: встроен в замок ремня безопасности. Физический принцип действия: размыкающий выключатель (на некоторых автомобилях может использоваться датчик Холла).
Выключатель замка ремня безопасности распознает, вставлен ли язычок ремня безопасности в замок. При фиксации язычка ремня безопасности в замке контакт размыкается.
Рабочий диапазон напряжения примерно 5 В. Тип сигнала ВКЛ/ВЫКЛ. Сопротивление: разомкнут > 50 кОм; замкнут – менее 0,5 Ом. При неисправности код ошибки не заносится. Проверяется цифровым мультиметром DDM.
Инерционный выключатель подачи топлива (IFS)
Место установки на передней стойке (в автомобилях с бензиновым и дизельным двигателем с ТНВД распределительного типа VP44 или в багажном отсеке (автомобили старых моделей).
Физический принцип действия: выключатель с размыкающим шариком. IFS (инерционная отсечка подачи топлива) при сильном сотрясении (замедление при столкновении) размыкает электрическую цепь топливного насоса.
Это электрический включатель/выключатель, который действует по инерционному принципу. При сильном замедлении (скорость столкновения более 20 км/ч) сила инерции шарика становится больше силы притяжения удерживающего его магнитного поля (шарик покидает седло).
В результате механизм смещается вверх, электрическая цепь размыкается. После срабатывания, IFS приводится в исходное положение вручную нажатием кнопки в верхней части корпуса.
Рабочий диапазон напряжения примерно 12 В. Тип сигнала ВКЛ/ВЫКЛ. Сопротивление: разомкнут > 50 кОм; замкнут – менее 0,5 Ом. При неисправности заносится код ошибки, которая указывает на разрыв вторичной цепи топливного насоса. Проверяется цифровым мультиметром DDM.
Выключатель уровня тормозной жидкости
Место установки в бачке тормозной жидкости. Физический принцип действия: включатель или геркон (замыкающий).
Назначение/принцип действия: включатель определяет падение уровня тормозной жидкости. Если уровень тормозной жидкости падает ниже определенного значения, контакты замыкаются.
Рабочий диапазон напряжения примерно 12 В. Тип сигнала ВКЛ/ВЫКЛ. Сопротивление: разомкнут > 50 кОм; замкнут – менее 0,5 Ом. При неисправности код ошибки не заносится (контрольная лампа). Проверяется цифровым мультиметром DDM.
Выключатель уровня в бачке омывателя/уровня охлаждающей жидкости
Место установки на бачке омывателя или расширительном бачке системы охлаждения (автомобили с дополнительной предупреждающей системой или с информационной системой водителя).
Физический принцип действия: геркон (с размыкающими или замыкающими контактами). Выключатель определяет падение уровня жидкости омывателя/охлаждающей жидкости. Если уровень жидкости омывателя/охлаждающей жидкости падает ниже определенного значения, контакты замыкаются или размыкаются.
Рабочий диапазон напряжения примерно 5 В. Тип сигнала: ВКЛ/ВЫКЛ. Сопротивление: разомкнут > 50 кОм; замкнут – менее 0,5 Ом. При неисправности код ошибки не заносится (контрольная лампа). Проверяется цифровым мультиметром DDM.
Выключатель фонарей заднего хода
Место установки на картере коробки передач (механическая коробка передач). Физический принцип действия: механический замыкающийся включатель.
Включатель фонарей заднего хода определяет положение вала включения передач. Если включается задний ход, контакты замыкаются. Если включатель фонарей заднего хода неисправен, то при включении заднего хода фонари не включаются.
Рабочий диапазон напряжения примерно 12 В. Тип сигнала ВКЛ/ВЫКЛ. Сопротивление: разомкнут > 50 кОм; замкнут – менее 0,5 Ом. При неисправности код ошибки не заносится. Проверяется цифровым мультиметром DDM.
Дистанционное управление аудиосистемой/щитком приборов
Место установки на рулевой колонке или на спице рулевого колеса. Физический принцип действия: кнопка с кодировкой напряжения.
При нажатии кнопок создаются разные электрические сигналы, зависящие от встроенных в выключатели кнопок сопротивлений. Напряжение примерно 5 В. Тип сигнала: постоянное напряжение.
Переключатели на рулевой колонке
Переключатели | Сопротивление |
---|---|
Не нажата ни одна клавиша | примерно 5 кОм |
SEEK up (поиск вверх) | примерно 0,3 кОм |
SEEK down (поиск вниз) | примерно 0,5 кОм |
MODE (настройка) | примерно 1 кОм |
VOL + (увеличить звук) | примерно 150 Ом |
VOL – (уменьшить звук) | примерно 50 Ом |
VOICE (голосовое управление) | примерно 2 кОм |
Переключатели на спице рулевого колеса (дистанционное управление аудиосистемой)
Переключатели | Сопротивление, Ом |
---|---|
Не нажата ни одна клавиша | 5006 - 5107 |
Уменьшение громкости | 53 - 54 |
Увеличение громкости | 145 - 148 |
Поиск вперед | 297 - 304 |
Поиск назад | 556 - 567 |
Режим | 1026 - 1053 |
Переключатели на спице рулевого колеса (дистанционное управление щитком приборов)
Переключатели | Сопротивление, Ом |
---|---|
Не нажата ни одна клавиша | 1712 - 1747 |
Вверх | 38 - 45 |
Вниз | 100 - 108 |
Влево | 218 - 229 |
Вправо | 524 - 541 |
Настроить | 0,05 - 6 |
При неисправности код ошибки не заносится. Проверяется цифровым мультиметром DDM. Подрулевой джойстик управления аудиосистемой можно заменить только в сборе.
Выключатели круиз-контроля
Место установки на рулевом колесе. Физический принцип действия: кнопка с кодировкой напряжения.
При нажатии кнопок создаются разные электрические сигналы, зависящие от встроенных в выключатели кнопок сопротивлений.
Напряжение примерно 5 В. Тип сигнала: постоянное напряжение. При неисправности код ошибки не заносится. Проверяется цифровым мультиметром DDM. Переключатели круиз-контроля нельзя заменить отдельно.
Переключатели | Сопротивление, Ом |
---|---|
Не нажата ни одна клавиша | примерно 2100 |
ON (вкл.) | примерно 830 – 1100 |
AUS (выкл.) | примерно 1 – 4 |
Восстановление заданной ранее скорости (=) | примерно 2250 – 2200 |
Замедление (–) | примерно 110 – 130 |
SET (установка)/ускорение (+) | примерно 300 – 400 |
Вакуумный выключатель тормозной системы
Место установки в вакуумной магистрали, идущей к усилителю тормозов. Физический принцип действия: включатель, замыкающийся под действием давления.
Назначение/принцип действия: вакуумный включатель тормозной системы управляет электрическим вакуумным насосом.
Рабочий диапазон напряжения примерно 12 В. Тип сигнала: ON (вкл.)/ OFF (выкл.). Сопротивление: разомкнут > 50 кОм; замкнут – менее 0,5 Ом. При неисправности код ошибки не заносится. Проверяется цифровым мультиметром DDM.
Датчики давления хладагента (включатели) всегда следует проверять в установленном состоянии.
Выключатель PSP (давление в системе усилителя рулевого управления)
Место установки в зависимости от автомобиля на насосе усилителя рулевого управления или в напорном трубопроводе усилителя рулевого управления.
Физический принцип действия: выключатель, размыкающий под действием давления. PSP регистрирует давление, возникающее в магистрали между насосом усилителя рулевого управления и рулевым механизмом. При достижении определенного давления контакты размыкаются.
Рабочий диапазон напряжения примерно 12 В. Тип сигнала: ВКЛ/ВЫКЛ. Сопротивление: разомкнут > 50 кОм; замкнут – менее 0,5 Ом.
При неисправности код ошибки не заносится. Проверяется цифровым мультиметром. Параметры состояния отображаются в регистраторе данных.
В автомобилях с дизельными двигателями из-за их большого крутящего момента PSP не нужен.
Датчик давления хладагента (выключатель)
Место установки в контуре высокого или низкого давления A/C. Физический принцип действия: переключатель, работающий от давления (размыкающий/замыкающий).
Датчик давления хладагента (выключатель) срабатывает при достижении определенного давления в контуре высокого/низкого давления системы кондиционирования. При достижении определенного давления контакты выключателя размыкаются.
Датчик давления в контуре высокого давления часто выполнен в виде двойного датчика давления (4 контакта в разъеме), т. е. выключатель коммутирует две цепи:
- цепь 1 – управление вентилятором (выключатель замыкается);
- цепь 2 – управление компрессором (выключатель размыкается).
В системах кондиционирования с расширительным клапаном в контуре высокого давления устанавливаются тройные датчики давления:
- цепь 1 – контроль минимального давления;
- цепь 2 – управление вентилятором;
- цепь 3 – контроль максимального давления.
Рабочий диапазон напряжения примерно 5 В / 12 В. Тип сигнала: ВКЛ/ВЫКЛ. Сопротивление: разомкнут > 50 кОм; замкнут – менее 0,5 Ом.
При неисправности код ошибки может не заносится. Проверяется цифровым мультиметром DDM. Датчики давления хладагента всегда следует проверять в установленном состоянии.
Датчик давления хладагента (выключатель) в контуре высокого давления / двухпозиционный датчик давления хладагента (выключатель)Давление, бар | Функция |
---|---|
приблизительно 29 | Компрессор ВКЛ |
приблизительно 33,5 | Компрессор ВЫКЛ |
примерно 25 двойной ДД | 2-я скорость вентилятора/высокоскоростной вентилятор |
Давление, бар | Функция |
---|---|
приблизительно 3,2 | Компрессор ВКЛ |
приблизительно 1,5 | Компрессор ВЫКЛ |
Давление, бар | Функция |
---|---|
приблизительно 1,5 бар | размыкание выключателя цепи контроля минимального давления в контуре |
приблизительно 16 бар | замыкание выключателя цепи контроля максимального давления в контуре |
приблизительно 32 бар | размыкание выключателя цепи контроля максимального давления в контуре |
приблизительно 24 бар | 2-я скорость вентилятора/высокоскоростной вентилятор |
Датчик/выключатель контрольной лампы давления масла
Место установки на блоке цилиндров двигателя. Физический принцип действия: выключатель, размыкающий контакты под действием давления.
Датчик давления масла регистрирует давление моторного масла. При достижении определенного давления контакты датчика размыкаются. Датчики давления масла имеют только один провод. В качестве массы используется корпус.
Рабочий диапазон напряжения примерно 12 В. Тип сигнала: ON (вкл.)/ OFF (выкл.). Сопротивление: разомкнут > 50 кОм; замкнут – менее 0,5 Ом.
При неисправности код ошибки не заносится. Проверяется цифровым мультиметром DDM.
Другие переключатели/кнопки
Перечисленные ниже переключатели – это механические переключатели или кнопки, они включают или прерывают соединение с массой. Название свидетельствует о назначении и о месте установки:
переключатель стеклоподъемника; |
выключатель отпирания задней двери; |
выключатель отпирания крышки багажного отсека; |
концевой выключатель крышки багажного отсека; |
концевой выключатель откидного борта; |
концевой выключатель капота; |
выключатель повышающей передачи – зимний режим; |
включатель контрольной лампы стояночного тормоза; |
PNP (стояночное/нейтральное положение); |
выключатель ручного переключения передач на рулевом колесе |
выключатель замка двери (в новых автомобилях встроен в замок двери). |
Переключатель стеклоподъемника – это кнопки, которые, в зависимости от модификации, имеют одну или две ступени (соответственно для каждого направления). Вторая ступень нужна для полного подъема или опускания стекла. В зависимости от модификации для этого предусмотрен встроенный в переключатель электронный блок.
В соответствии с этим используется разная диагностика переключателей. Подробные указания содержатся в последних версиях электросхем.
Заключение
Описаны назначение, параметры и принцип действия выключателей автомобиля. Для успешной диагностики и устранения неисправностей необходимо знать устройство и принцип работы систем автомобиля. Эту информацию можно изучить в рубрике “Автомир”.
В связи с постоянным совершенствованием систем автомобиля, увеличивается количество электрических и электронных компонентов двигателя и трансмиссии, поэтому, при появлении новой информации, содержание статьи будет обновляться.
Чтобы быть в курсе последних достижений автомобильной промышленности и ничего не пропустить – подписывайтесь на рассылку новых статей. Буду очень рад каждому новому подписчику. Удачи на дорогах необъятной страны.
С уважением, Олег!