В статье рассмотрены исполнительные устройства и механизмы в системе автомобиля – описаны их виды, назначение, функции, принцип работы и характеристики. Все важные функции автомобиля управляются и регулируются посредством компактных электронных блоков.
Электронное управление и регулирование исполнительными устройствами открывает применение множества возможностей. Исполнительные устройства, называемые также приводами, превращают электроэнергию в механическую работу (движение), они применяются в электромеханических регулирующих системах.
Они могут выступать и в качестве самих исполнительных устройств, и в качестве элементов управляющего или регулирующего контура. В зависимости от системы автомобиля и выполняемой функции, применяются разные виды исполнительных механизмов.
Исполнительные устройства: виды, назначение, проверка
В настоящее время автомобилях наиболее широко используются такие исполнительные механизмы, как электродвигатели и электромагниты. Тип исполнительного механизма зависит от метода преобразования электрического сигнала в регулирующее воздействие.
На основании полученных сигналов датчика, управляющий блок рассчитывает управляющее воздействие для системы регулировки, которое передается на электромагнитные исполнительные механизмы, которые обеспечивают выполнение необходимой функции управления.
Исполнительные устройства систем управления комбинируются с датчиками или представляют собой полные системы, включающие блоки управления, таким образом, проверка или замена отдельного исполнительного элемента уже не представляется возможной. Заменяются в сборе и пневматические исполнительные устройства с датчиком положения, в случае его электрической неисправности.
В дополнение к диагностике на базе признака неисправности, в регистраторе данных существует возможность симулировать различные выходные сигналы модулей автомобиля в режиме OSC (управление состоянием выходных сигналов) и, таким образом, проводить тестирование напрямую, управляя исполнительными устройствами.
Существенное преимущество тестирования исполнительного устройства с помощью этой функции заключается в том, что при конкретной функции в режиме OSC можно практически исключить ошибку между модулем и исполнительным элементом. Сигналы, которыми можно управлять, выделен в списке символом решетки (#). Кроме того, диагностика осуществляется с помощью подключения диагностического сканера и измерительных приборов.
Клапан рециркуляции отработавших газов (EGR)
Для уменьшения токсичности отработавших газов двигателя автомобиля, за счет снижения доли оксидов азота (NOx), используются исполнительные устройства EGR, которые возвращают часть выхлопных газов во впускной тракт.
В результате рециркуляции ОГ снижается доля кислорода в камере сгорания, что уменьшает температуру горения и, за счет этого, выделение NOx.
По мере развития автомобильной промышленности и усовершенствования систем автомобиля, на смену первым, простым клапанам EGR имеющими мембранный исполнительный механизм и вакуумное управление пришли электрические клапана с более сложной конструкцией.
Клапан EGR управляемый разрежением
Место установки в трубе между каналом для отработавших газов и впускным трактом. Классификация: управляемый разрежением мембранный пневматический клапан (исполнительное устройство) с потенциометром со скользящим контактом (датчик положения).
Управляемый разрежением EGR действует чисто механически и для него не требуется выполнять электрические проверки. Датчик положения измеряет текущее положение клапана EGR. Чем больше открыт EGR, тем больше сопротивление датчика.
Опорное напряжение около 5 В. Тип сигнала: постоянное напряжение 0,5 – 4,5 V. Сопротивление: около – 1 кОм клапан закрыт; около 5 кОм – клапан открыт.
При неисправности заносится код ошибки DTC. Проверяется направленной диагностикой (при наличии) и цифровым мультиметром DDM. Параметры сигнала отображаются в регистраторе данных (в некоторых системах в миллиметрах (мм)).
С помощью вакуумного насоса работоспособность клапана EGR или датчика положения можно проверить следующим образом:
- Снять вакуумный шланг с клапана EGR.
- Подключить вакуумный насос к вакуумному порту на клапане EGR.
- Включить зажигание.
- Многократно привести в действие вакуумный насос, пока клапан EGR не откроется полностью.
- При этом отображаемое регистратором данных значение должно вырасти с 0 до 9 мм. (0,5 – 4,5 V).
- При сбросе давления регистратор данных снова должен показывать 0 мм.
Клапан EGR управляемый двигателем постоянного тока
Место установки в канале отработавших газов, вблизи выпускного коллектора. Классификация: двигатель постоянного тока (исполнительное устройство); скользящий контакт (датчик положения).
Серводвигатель открывает или закрывает в соответствии с нужным количеством отработавших газов клапан EGR. Серводвигатель управляется сигналами PWM (широтно-импульсная модуляция). Скважность сигнала определяет при этом сечение открытого отверстия клапана EGR.
Питающее напряжение сервопривода около 12 В. Опорное напряжение датчика положения около 5 В. Тип сигнала сервопривода: сигнал PWM; датчика положения: постоянное напряжение 0,5 – 4,5 V. Сопротивление серводвигателя около 3 – 6 Ом.
При неисправности заносится код ошибки DTC. Проверяется направленной диагностикой (при наличии), цифровым мультиметром DDM и осциллографом. Параметры сигнала отображаются в регистраторе данных.
В некоторых вариантах EGR можно легко и надежно протестировать с помощью регистратора данных.
- Вызвать PID EGRDC (коэффициент заполнения – серводвигатель) и DPFEGR (кривая напряжения – датчик положения).
- При остановке двигателя система управления двигателем запускает цикл очистки/адаптации, при котором EGR открывается и закрывается шесть раз.
- Диапазон напряжения датчика положения при этом расширяется от приблизительно: 1 В – закрытый клапан EGR до приблизительно 4,2 В – полностью открытый.
С помощью подключения индикации регистратора данных, таким образом, можно обеспечить локализацию неисправности клапана EGR. Методика проверки в ручном режиме (OSC):
- Выберите в регистраторе данных соответствующий PID.
- Вызовите и активируйте режим OSC.
- Несколько раз нажмите клавишу «+» (клапан EGR при этом поэтапно открывается дальше); при этом двигатель должен работать все более неравномерно (двигатель может заглохнуть).
- Если это произойдет, то серводвигатель работает безукоризненно.
После замены управляемого серводвигателем клапана EGR необходимо выполнить сброс параметров EGR с помощью диагностического прибора.
Клапан EGR управляемый шаговым электродвигателем
Место установки на головке цилиндров. Шаговый электродвигатель открывает или закрывает клапан EGR с помощью винтового штока. Шаговый электродвигатель образован двумя пакетами катушек (пакет катушек А и В) и ротором.
Пакеты катушек подразделяются на катушки A1/A2 и B1/B2. В соответствии с количеством импульсных сигналов клапан EGR открывается с помощью шагового электродвигателя в большей или меньшей степени.
Питающее напряжение катушек 11 – 14 V. В таблице ниже указано подключение сопротивления катушек исполнительных устройств с шаговым электродвигателем.
Катушка | между | Сопротивление (Ом) |
---|---|---|
A1 | ВЫВОДЫ 1 и 2 | 5 – 13 |
A2 | ВЫВОДЫ 3 и 2 | 5 – 13 |
B1 | ВЫВОДЫ 4 и 5 | 5 – 13 |
B2 | ВЫВОДЫ 6 и 5 | 5 – 13 |
При неисправности заносится код ошибки DTC. Проверяется направленной диагностикой (при наличии), цифровым мультиметром DDM и осциллографом. Параметры сигнала отображаются в регистраторе данных. Методика проверки в ручном режиме (OSC):
- Выберите в регистраторе данных соответствующий PID.
- Вызовите и активируйте режим OSC.
- Несколько раз нажмите клавишу «+» (клапан EGR при этом поэтапно открывается дальше); при этом двигатель должен работать все более неравномерно (двигатель может заглохнуть).
- Если это произойдет, то серводвигатель работает безукоризненно.
Электродвигатель управления работой впускного коллектора переменной длины (IMRC)
Место установки на крышке головки цилиндра блока цилиндров или в центре перегородки моторного отсека. Электродвигатель постоянного тока управления работой впускного коллектора управляет актуатором управления работой впускного коллектора переменной длины или переменным впускным коллектором.
Питающее напряжение около 12 В. Тип сигнала: ON (вкл.)/OFF (выкл.). При неисправности заносится код ошибки DTC. Проверить не возможно из за встроенной схемы. Ручной режим проверки OSC не предусмотрен.
Сбои часто возникают в результате перегрева электродвигателя IMRC (управление каналами впускного коллектора). Если электродвигатель заклинивает при закрытых заслонках, то наблюдается низкая мощность двигателя при полной нагрузке.
Часто электродвигатель снова начинает бесперебойно работать после выключения и повторного включения зажигания. Через некоторое время двигатель исполнительного механизма может снова заклинить.
Исполнительное устройство заслонки впускного трубопровода
Место установки на впускном коллекторе. Шаговый электродвигатель открывает или закрывает заслонки впускного коллектора с помощью редуктора. Управление актуатора осуществляется с помощью импульсных сигналов.
В зависимости от количества импульсных сигналов шаговый двигатель открывает заслонки в большей или меньшей степени. Датчик положения измеряет текущее положение заслонок. Чем больше открыты заслонки, тем выше сопротивление датчика.
Напряжение питания двигателя 11 – 14 V. Опорное напряжение датчика 4,7 – 5,3 V. Тип сигнала: постоянное напряжение: 0,5 – 4,5 V. Напряжение сигнала датчика положения при разогретом двигателе:
- Заданное значение при включенном зажигании (без нагрузки): 0,6 – 1,0 В.
- Заданное значение при 2000 1/мин (без нагрузки): 1,3 – 1,7 В.
- Заданное значение при 4000 1/мин (без нагрузки): 3,1 – 3,5 В.
Ниже приведена таблица сопротивления катушек шагового электродвигателя.
Катушка | между | Сопротивление (Ом) |
---|---|---|
A1 | ВЫВОДЫ 1 и 2 | 5 – 13 |
A2 | ВЫВОДЫ 3 и 2 | 5 – 13 |
B1 | ВЫВОДЫ 4 и 5 | 5 – 13 |
B2 | ВЫВОДЫ 6 и 5 | 5 – 13 |
При неисправности заносится код ошибки DTC. Проверяется направленной диагностикой (при наличии) и цифровым мультиметром DDM. Параметры сигнала отображаются в регистраторе данных. Ручной режим проверки OSC не предусмотрен.
Сервопривод дроссельной заслонки
Место установки на блоке центрального впрыскивания. Физический принцип действия: двигатель постоянного тока в автомобилях с регулировкой двигателя EEC IV/EEC V.
Серводвигатель образует регулируемый упор дроссельной заслонки. В серводвигатель дроссельной заслонки встроен двухступенчатый редуктор и винт с толкателем.
Вращательное движение серводвигателя преобразуется с помощью винта в линейное, т. е. в поступательное движение толкателя. Движение толкателя ограничено с обеих сторон конечным выключателем.
В серводвигатель встроен выключатель холостого хода, который нажимает на винт. Как только толкатель и упор дроссельной заслонки соприкасаются, выключатель холостого хода размыкает цепь PCM (основной модуль управления силовым агрегатом). В результате активируется регулировка частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу.
Питающее напряжение около 12 В. Тип сигнала: постоянное напряжение: ON (вкл.)/ OFF (выкл.).Если поддерживается диагностической программой, заносится код ошибки DTC, проверяется направленной диагностикой (при наличии), ручной режим OSC, параметры сигнала отображаются в регистраторе данных. Проверяется цифровым мультиметром DDM.
При открытой дроссельной заслонке сопротивление выключателя холостого хода должно находиться в диапазоне 0 – 0,5 Ом.
Эксплуатационное испытание серводвигателя: после включения зажигания толкатель серводвигателя должен изменить положение. Разогрейте двигатель до рабочей температуры. При выключении двигателя толкатель серводвигателя должен вдвинуться, а через несколько секунд снова выйти.
Проверьте с помощью устройства Powerprobe, что серводвигатель полностью вдвигает и выдвигает толкатель. Выдвижение и выдвижение достигается изменением полярности напряжения.
Топливная форсунка (бензиновые двигатели)
Место установки в головке цилиндра, на топливном коллекторе. Принцип работы: электромагнитный клапан. Управляемые магнитным клапаном топливные форсунки обеспечивают дозирования и распыления топлива.
Топливные форсунки состоят из корпуса с топливными каналами, катушки и иглы клапана с якорем электромагнита. Топливо подается в форсунку через тонкое сито. Топливная форсунка либо закрыта (нет сигнала на входе), либо открыта (есть сигнал на входе).
Питающее напряжение около 12 В. Сопротивление около 10 – 20 Ом (впрыскиватель впускного коллектора); около 1,5 – 1,9 Ом (двигатель с непосредственным впрыском).
При неисправности заносится код ошибки DTC. Проверяется направленной диагностикой (при наличии), цифровым мультиметром DDM и осциллографом. Ручной режим проверки OSC не предусмотрен.
Топливная форсунка (дизельные двигатели)
Место установки в головке цилиндра. Принцип работы: магнитный клапан или пьезоэлемент.
Топливные форсунки служат для дозирования и распыления топлива. Топливная форсунка либо закрыта (нет сигнала на входе), либо открыта (есть сигнал на входе).
Тип напряжения: сигнал впрыска. Сопротивление (при 20°C): магнитный клапан менее 1 Ом; пьезоэлемент 150 – 250 кОм.
При неисправности заносится код ошибки DTC. Проверяется направленной диагностикой (при наличии), цифровым мультиметром DDM и осциллографом. Ручной режим проверки OSC не предусмотрен.
В пьезоэлектрических топливных форсунках наряду с проверкой сопротивления можно выполнить проверку мощности пьезоэлемента – заданное значение при 20 °C: > 3,0 мкф.
Внутри гидравлической сервосистемы топливной форсунки находятся разные дроссели с чрезвычайно маленьким диаметром, отвечающие технологическим допускам. Технологические допуски учтены в некоторых системах в идентификационном номере на внешней поверхности топливной форсунки.
Для обеспечения оптимальной дозировки топлива необходимо сообщить PCM о замене топливной форсунки (или нескольких топливных форсунок) с помощью диагностического прибора.
Электронное исполнительное устройство стояночного тормоза
Место установки под автомобилем на заднем мосту. Принцип работы: двигатель постоянного тока (интегрированный в исполнительное устройство).
Электронное исполнительное устройство стояночного тормоза приводит в действие трос привода стояночной тормозной системы. Привод стояночного тормоза осуществляется «плавающим» моторедуктором.
Редуктор приводится в движение полым валом. В полый вал входит шлицевой вал. Через механически расцепляющуюся муфту (аварийное снятие блокировки) шлицевой вал соединен с датчиком усилия исполнительного механизма. Тросы стояночного тормоза подсоединены к датчику усилия и полому валу. В корпус встроен электронный блок обработки результатов. Заменить можно только весь блок исполнительного устройства.
Питающее напряжение около 12 В. При неисправности заносится код ошибки DTC. Проверяется направленной диагностикой (при наличии), цифровым мультиметром DDM. Наряду с возможным DTC в регистраторе данных отображается сила, действующая на датчик усилия.
При «натянутой» тормозной системе и корректно функционирующей системе это усилие составляет приблизительно 1100 – 1300 Н. В этом положении задние колеса должны блокироваться. При замене колодок задних тормозов необходимо несколько раз нажать на педаль тормоза. Только после этого можно включать стояночный тормоз с электронным управлением.
Дроссельная заслонка с электронным управлением
Место установки во впускном тракте (на впускном коллекторе). Принцип работы: двигатель постоянного тока с датчиком со скользящим контактом.
В электронную дроссельную заслонку встроен двигатель постоянного тока, а также два датчика положения. Двигатель постоянного тока изменяет положение дроссельной заслонки. Управление осуществляется с помощью сигналов PWM. Чем дольше длится сигнал PWM, тем шире открыта дроссельная заслонка.
Датчики положения регистрируют текущее положение дроссельной заслонки. Для надежного распознавания неполадок датчик положения 1 может работать избыточно или выдавать сигнал, отличающийся от сигнала датчика положения 2.
Питающее напряжение двигателя около 12 В, сопротивление около 10 – 30 Ом. Опорное напряжение датчика около 5 В. Тип сигнала: постоянное напряжение 0,4 – 4,5 V.
При неисправности заносится код ошибки DTC. Проверяется направленной диагностикой (при наличии) и цифровым мультиметром DDM. Параметры сигнала отображаются в регистраторе данных. Конечные положения дроссельной заслонки введены и сохранены в PCM.
После замены электронной дроссельной заслонки необходимо запустить процедуру обучения. При этом следует соблюдать инструкции актуальной литературы для станций технического обслуживания.
Регулировка направляющих лопаток турбонагнетателя
Место установки на перемещаемом рычажном механизме турбокомпрессора с регулируемым сопловым аппаратом.
Двигатель постоянного тока интегрированный в электрическое исполнительное устройство для перемещение сопловых лопаток турбокомпрессора. Дополнительно интегрирован бесконтактный (индуктивный) датчик положения.
Питающее напряжение около 12 В. Характеристика сигнала в зависимости от варианта: сигнал CAN или PWM.
При неисправности заносится код ошибки DTC. В зависимости от системы управления двигателем и автомобиля возможна проверка цифровым мультиметром DDM и осциллографом. Параметры сигнала отображаются в регистраторе данных. Режим OSC не осуществляется.
Как правило, при сбое управление электрическим исполнительным устройством не осуществляется. Таким образом, сигналы от PCM не поступают (VGTDC = 0 %). В зависимости от автомобиля и системы управления двигателем электрическое исполнительное устройство регулировки направляющих лопаток турбонагнетателя (VGTDC) управляется по-разному. Описания отдельных систем, а также электрических схем содержатся в актуальной литературе для станций технического обслуживания.
Термостат с электрообогревом
Место установки на блоке головок цилиндра в контуре системы охлаждения. Принцип работы: катушка (нагревательный резисторный элемент).
С помощью нагреваемого электричеством термостата температура двигателя регулируется в зависимости от условий эксплуатации. Управление может осуществляться в зависимости от потребности – постоянно или с помощью сигналов PWM.
Питающее напряжение около 12 В. Тип сигнала: ON (вкл.)/OFF (выкл.) или сигналы PWM. Сопротивление 11 – 22 Ohm. При неисправности заносится код ошибки DTC. Проверяется направленной диагностикой (при наличии) и цифровым мультиметром DDM. Параметры сигнала отображаются в регистраторе данных. Режим OSC не осуществляется.
Электродвигатель стеклоподъемника окна двери / люка крыши
Место установки в дверях или на люке крыши. Двигатель постоянного тока, в зависимости от исполнения с интегрированной электроникой.
Электродвигатели стеклоподъемника окна двери и электродвигатели люка крыши открывают или закрывают с помощью механического устройства окна или люк крыши.
В зависимости от модификации в двигатели встроено электронное устройство, предназначенное для контроля частоты вращения двигателя и для таких функций, как защита при заклинивании.
Питающее напряжение около 12 В, ON (вкл.)/OFF (выкл.). Проверка в управляемых модулем системах (например, GEM (многофункциональный электронный модуль)) путем самотестирования модуля и цифровым мультиметром DDM.
В двигателях без защиты от заклинивания установлен только один двигатель с червячным приводом, который перемещает движение вращения двигателя на 90 градусов, чтобы добиться меньших установочных размеров.
В исполнительных устройствах с защитой от заклинивания дополнительно к двигателю с червячным приводом установлены датчики Холла и электронный блок обработки результатов, которые регистрируют частоту вращения коленчатого вала с помощью закрепленного на якоре магнита (функция защиты при заклинивании).
По этой причине инициализацию электронного управления электродвигателей стеклоподъемника окна двери нужно выполнять после прерывания подачи питания.
Указания по обучению электродвигателей стеклоподъемника окна двери или электродвигателей люка крыши содержатся в соответствующих руководствах для станций технического обслуживания.
В зависимости от автомобиля для управления электродвигателем люка крыши может потребоваться также сигнал, имеющий скоростное значение. Например, это необходимо в качестве корректирующего коэффициента для защиты при заклинивании, поскольку при более высоких скоростях возрастают закрывающие усилия на люке крыши.
Приводы стояночного тормоза (TRW)
TRW установлен на суппорте заднего дискового тормоза. Функция: электропривод натяжения и отпускания стояночного тормоза электродвигателем постоянного тока.
Питающее напряжение около 12 В, ON (вкл.)/OFF (выкл.). При неисправности заносится код ошибки DTC. Проверяется цифровым мультиметром DDM и осциллографом. Параметры отображаются в регистраторе данных.
Привод стояночного тормоза состоит из электродвигателя, который через двухступенчатый редуктор (зубчатый ремень и планетарную передачу) вращает центральный винт в том или ином направлении.
В резьбовом зацеплении с винтом находится толкатель, который установлен в поршне таким образом, что он может передвигаться поступательно, но не может вращаться. При включении стояночного тормоза толкатель выдвигает поршень из суппорта.
С помощью регистратора данных можно отобразить потребление тока приводами стояночного тормоза. Потребление тока при: натяжении: около 15 А; отпускании около 10 А.
На графике потребление тока приводами стояночного тормоза при натяжении/отпускании стояночного тормоза.
Электромагнитные газовые клапаны
Электромагнитные газовые клапаны установлены в газовом коллекторе, служат для дозировки подачи газа к нагнетательным форсункам.
Электромагнитные газовые клапаны активируются в два этапа. Такое управление называется «Peak and Hold».
«Peak and Hold» означает, что на газовые электропневматические клапаны для их быстрого открывания подается высокий ток. После этого модуль управления системой подачи газа снижает ток для поддержания электромагнитных газовых клапанов в открытом состоянии.
Питающее напряжение примерно 12 В (Peak — пиковое значение напряжения); примерно 6 В (Hold — поддержание открытого состояния). Сопротивление: ок. 2,04 Ом / 2,35 мГ при 20 °C (Электромагнитный газовый клапан BRC); ок. 1,25 Ом / 3,5 мГ при 20 °C (Электромагнитный газовый клапан Keihin).
При неисправности код ошибки в PCM не заносится. Проверяется цифровым мультиметром DDM. Газовое оборудование можно проверить только с помощью специального программного обеспечения для программирования и диагностики производителя газового оборудования (BRC).
Сигналы газовых электромагнитных клапанов можно проверить с помощью функции регистрации данных. При выходе газовых электромагнитных клапанов из строя в модуле управления подачей газа сохраняется код DTC. Его можно считать и удалить с программного обеспечения для программирования и диагностики. Также газовые электромагнитные клапаны можно проверить статически и динамически с помощью функции «Test Actuator».
Клапан отсечки подачи газа
Передние клапаны отсечки подачи газа в зависимости от автомобиля крепятся на передней стенке кузова, на куполе амортизационной стойки или на лонжероне.
В системах LPG задний клапан отсечки подачи газа встроен в блок газовых клапанов на кольцевом резервуаре для газа. В системах CNG по одному электропневматическому заднему клапану отсечки подачи газа встроены в блок газовых клапанов на каждом цилиндрическом резервуаре для газа.
Принцип работы: электромагнитный клапан. Питающее напряжение около 12 В, ON (вкл.)/OFF (выкл.). Сопротивление около 8 — 12 Ом. Проверяется цифровым мультиметром и осциллографом.
Газовое оборудование можно проверить только с помощью специального программного обеспечения для программирования и диагностики производителя газового оборудования (BRC).
При выходе клапанов отсечки подачи газа из строя в модуле управления подачей газа сохраняется код DTC. Его можно считать и удалить с программного обеспечения для программирования и диагностики. Клапаны отсечки подачи газа можно активировать с помощью функции «Test Actuator».
Электродвигатель вентилятора обдува
Место установки в корпусе системы кондиционирования салона: Двигатель постоянного тока (с щетками или без щеток) прогоняет внешний или рециркулируемый воздух через корпус системы кондиционирования салона.
Питающее напряжение около 12 В. Сопротивление менее 10 Ohm. Скорость вращения электродвигателей вентилятора обдува регулируется, как правило, добавочными сопротивлениями или отдельными регуляторами.
Чаще всего они располагаются в непосредственной близости от вентилятора обдува, чтобы их можно было охлаждать потоком воздуха.
Проверка вентилятора обдува должна выполняться при условии корректной работы добавочного сопротивления или модуля регулирования вентилятора обдува. При неисправном добавочном сопротивлении или модуле регулирования вентилятора обдува, вентилятор обдува часто вращается только на высшей ступени.
В электродвигателях вентиляторов обдува без щеток внутри двигателя находится электронное устройство, регулирующее скорость вращения. Здесь возможна отдельная проверка электроники, в случае сбоя вентилятор обдува нужно заменить полностью.
При засорении пылевого фильтра дополнительное сопротивление может перегореть из-за долговременного недостаточного охлаждения. В результате недостаточного расхода воздуха на протяжении длительного времени может также повредиться электродвигатель вентилятора обдува.
Свечи предпускового подогрева
Свечи предпускового подогрева ввинчены в головку цилиндра. Принцип работы: PTC (положительный температурный коэффициент).
В современных дизельных двигателях свечи предпускового подогрева выполняют две задачи: подогрев камер сгорания при низкой температуре окружающей среды (разогрев), а также, улучшение характеристики ДВС по токсичности ОГ, качества холостого хода и уменьшение уровня шума двигателя после холодного запуска (повторный подогрев).
Питающее напряжение около 12 В. Ток потребления 40 – 60 A при параллельном включение (потребление тока всеми штифтовыми свечами предпускового подогрева). Ток потребления 15 – 20 A при одиночном включении.
Код ошибки заносится при одиночном включении свечей подогрева. Проверяются цифровым мультиметром DDM. Сопротивление менее 5 Ohm.
При считывании накопителя сбоев может не выдаваться указание на сбой, или указание может быть слишком грубым. Поэтому часто приходится проверять всю систему предпускового подогрева, до последней свечи.
Потребление тока лучше всего измеряется с помощью цангового амперметра. Штифт свечи предпускового подогрева потребляет, как правило, 10 – 20 А. Таким образом, для подключенных параллельно свечей предпускового подогрева общее потребление электрического тока системы подогрева дизельного четырехцилиндрового двигателя составляет около 40 – 80 А.
Пример «подключенных параллельно штифтовых свечей предварительного подогрева» в дизельном двигателе: потребление тока каждой свечой около 15 А, при измерении общего потребления тока получены следующие результаты:
- 60 А = все свечи в порядке;
- 45 А = повреждена 1 свеча;
- 30 А = повреждены 2 свечи;
- 15 А = повреждены 3 свечи;
- 0 А = повреждены все 4 свечи.
Необходимо помнить, что: перед заменой свечей предварительного подогрева следует сначала убедиться в том, что на свечи подается напряжение (проверить предохранитель/реле свечей).
На некоторых вариантах автомобилей штифтовые свечи предварительного подогрева по-отдельности управляются модулем управления подогревом. В этих случаях с помощью цангового амперметра можно сразу же установить, какая свеча неисправна.
Для этого нужно последовательно подключать цанговый амперметр к подводке каждой свечи. После включения зажигания потребление тока должно составлять от 15 … до 20 А (двигатель холодный).
Если потребление тока отсутствует, необходимо проверить, подается ли напряжение (на каждую свечу около 12 В) на соответствующую свечу предпускового подогрева. Если напряжение подается, то с большой вероятностью неисправна штифтовая свеча предпускового подогрева. После замены свечи нужно выполнить проверку сопротивления.
Измерение сопротивления в установленном состоянии снижает риск повреждения свечи при демонтаже. При измерении напряжения в установленном состоянии первый щуп мультиметра необходимо подключить к соединению электрического разъема свечи, а второй – непосредственно к блоку двигателя. Значения:
- Бесконечное сопротивление: Нагревательная спираль повреждена (свеча предпускового подогрева неисправна).
- Сопротивление мене 5 Ом: Нагревательная спираль исправна (свеча предпускового подогрева в порядке).
Для проверки свечи в снятом состоянии первый щуп тестера необходимо подключить к электрическому разъему, второй – прижать к резьбе свечи.
Клапан управления отопителем
Место установки в контуре системы охлаждения (моторный отсек). В управляемых водой системах отопления электромагнитный клапан управления отопителем прерывает контур системы охлаждения между двигателем и трубками обогревателя.
Внутри клапана находится поршень, закрывающий отверстия между подводом от двигателя и возвратным трубопроводом к трубкам обогревателя. Магнитный клапан открыт в обесточенном состоянии.
Питающее напряжение около 12 В. Тип/напряжение сигнала: тактовый импульс. Сопротивление около 14 – 16 Ом (значения зависят от температуры). Код ошибки не заносится. Проверяется цифровым мультиметром. Частота импульсов приблизительно 18/мин (регулятор температуры в среднем положении).
При проверке регулятор температуры следует установить в среднее положение. При работающем двигателе клапан нужно открывать и закрывать регулярно, приблизительно 18 раз в минуту.
В некоторых автомобилях используется аналогичный по функциональности клапан для отключения расширительного бачка системы охлаждения в период работы непрогретого двигателя. Вскоре после запуска двигателя запорный клапан закрывается и сокращает поток проходящего через двигатель охлаждающего вещества.
В результате оптимизируется расход топлива при холодном запуске, и сокращается время разогрева охлаждающей жидкости. Когда температура охлаждающей жидкости достигает 80°C, клапан открывается и позволяет горячей охлаждающей жидкости циркулировать через расширительный бачок системы охлаждения.
В этой модификации клапан называется запорным клапаном расширительного бачка системы охлаждения. Клапан находится в моторном отсеке за передней панелью рядом с фарой.
Муфта компрессора кондиционера
Место установки на компрессоре системы кондиционирования (автомобиль с A/C). Питающее напряжение около 12 В, ON (вкл.)/OFF (выкл.). Сопротивление катушки около 4 – 5,5 Ом. Код ошибки не заносится. Проверяется направленной диагностикой (при наличии) и цифровым мультиметром.
При активации электромагнитной муфты системы кондиционирования электроток проходит через катушку возбуждения. Возникает магнитное поле. В результате ведомый диск, прочно соединенный с приводным валом компрессора, притягивается к шкиву. Муфта закрыта, и компрессор начинает ускоряться в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя. Когда ток перестает проходить через обмотку возбуждения, ведомый диск, поддерживаемый возвратными пружинами, отходит от шкива.
При проверке муфты системы кондиционирования путем активации системы кондиционирования необходимо убедиться в наличии необходимых для включения компрессора условий (например, давление в контуре хладагента, внешняя температура). При активации должно быть видно, как муфта защелкивается с отчетливым звуком после короткой задержки.
Для поддержания бесперебойной работы муфты системы кондиционирования необходимо правильно настроить воздушный зазор системы кондиционирования. Для этого между шкивом и ведомым диском вставляются распорные шайбы точно отмеренной толщины.
При разборке муфты системы кондиционирования распорные шайбы часто прилипают к шкиву из-за остатков смазки. Это может привести к тому, что эти распорные шайбы будут при сборке установлены вместе с новыми распорными шайбами. В результате образуется слишком большой воздушный зазор.
Панель приборов
Место установки на панели приборов. Принцип работы: комбинация шаговых двигателей, светодиодов и LCD. Электронная панель приборов отображает различные состояния с помощью аналоговых/цифровых индикаторов и светодиодов. В настоящее время на автомобилях устанавливаются только электронные приборные панели.
При неисправности заносится код ошибки DTC. Проверяется направленной диагностикой (при наличии) и цифровым мультиметром DMM. Предусмотрен режим ручной проверки OSC. Параметры сигналов отображаются в регистраторе данных.
Хотя практически все индикаторы и сигнальные лампочки можно проверить отдельно, панель приборов, за редким исключением, нельзя отремонтировать, ее заменяют полностью.
Для всех электронных панелей приборов предусмотрена возможность самотестирования. Чтобы включить тест исполнительных механизмов:
- нажмите и удерживайте кнопку сброса счетчика общего пробега;
- включите зажигание;
- когда на дисплее появится надпись «test», отпустите кнопку сброса.
Затем выберите нажатием на кнопку сброса отдельные пункты меню теста. В современных автомобилях электронная панель приборов является основной составляющей коммуникационной сети и содержит множество функций.
Замена электронных щитков приборов выполняется с помощью заводской диагностической программы. При этом в зависимости от системы нужно выбирать различные конфигурации и необходимые для пользователя значения параметров.
Клапан дозировки топлива
Место установки в насосе высокого давления дизельной топливной системы или в насосе высокого давления системы прямого впрыска бензина.
Электромагнитный клапан дозировки топлива регулирует количество топлива, поступающего в камеры сжатия насоса высокого давления. Управление осуществляется с помощью сигналов PWM. Питающее напряжение около 12 В. Проходное сечение клапана дозирования топлива зависит от скважности сигнала PWM.
При неисправности заносится код ошибки DTC. Проверяется направленной диагностикой (при наличии), цифровым мультиметром DMM и осциллографом. Параметры сигнала отображаются в регистраторе данных.
При неисправном клапане дозировки топлива его можно отдельно заменить в аккумуляторной топливной системе компании Delphi и аккумуляторной топливной системе компании Denso. В остальных системах при неисправности клапана дозировки топлива необходимо полностью заменять насос высокого давления.
Клапан дозировки топлива | Сопротивление (Ом) |
---|---|
Аккумуляторная топливная система компании Delphi (Diesel) | около 5,3 |
Аккумуляторная топливная система компании Bosch (Diesel) | около 3,8 |
Аккумуляторная топливная система компании Siemens (Diesel) | около 3,0 |
Аккумуляторная топливная система компании Denso (Diesel) | примерно 2,3 |
Система непосредственного впрыска компании Bosch | 9,2 – 11,2 |
Регулятор давления топлива
Место установки: часть насоса высокого давления аккумуляторной топливной системы (только в аккумуляторных топливных системах компании Siemens); часть топливного коллектора (в аккумуляторной топливной системе Bosch с пьезофорсунками и аккумуляторной топливной системе Magneti Marelli). Принцип работы: электромагнитный клапан.
В аккумуляторной топливной системе Siemens регулятор давления топлива регулирует давление топлива на выходе высокого давления топливного насоса высокого давления и, тем самым, давление в топливном коллекторе.
В других системах давление регулируется непосредственно в топливном коллекторе. Кроме того, регулятор давления топлива сглаживает пульсации давления топлива, возникающие при подаче топлива топливным насосом, а также в процессе впрыска топлива.
Во всех системах управление осуществляется с помощью сигналов PWM. Проходное сечение регулятора давления топлива зависит от скважности сигнала PWM. Питающее напряжение около 12 В. Сопротивление: 1,5 – 15 Ohm (на насос высокого давления аккумуляторной топливной системы); 3,5 – 5 Ohm (на топливном коллекторе).
При неисправности заносится код ошибки DTC. Проверяется направленной диагностикой (при наличии), цифровым мультиметром DMM и осциллографом. Параметры сигнала отображаются в регистраторе данных.
При неисправности контрольного клапана давления топлива (например, если клапан длительное время обесточен) на фазе запуска достигается только давление трубы распределителя топлива 50 бар. Этот потребный кавитационный запас давления образуется в результате усилия закрытия нажимной пружины в обесточенном состоянии клапана.
Заданное значение давления в трубе распределителя топлива во время запуска должно составлять не менее 150 бар. Если давление ниже этого значения, невозможно поднять иглу топливной форсунки. В этом случае двигатель не сможет запуститься или заглохнет.
Вентилятор системы охлаждения
Место установки на радиаторе (трубки обогревателя). Принцип работы: двигатель постоянного тока (с щетками или без щеток).
Вентилятор системы охлаждения разгоняет воздух, проходящий через ребра охлаждения радиатора и конденсатора. Таким образом достигается лучшее охлаждение радиатора или конденсатора. Вентилятор системы охлаждения состоит из одного или двух двигателей постоянного тока с пропеллерами.
В зависимости от модификации вентиляторы системы охлаждения можно включать на разных ступенях: с помощью добавочных сопротивлений на двух ступенях (ступень I и II) или, с помощью выходного каскада регулировки мощности, на нескольких ступенях. Добавочное сопротивление находится, как правило, в непосредственной близости от радиатора и охлаждается потоком воздуха, создаваемым вентилятором.
Выходной каскад автоматической регулировки мощности установлен в непосредственной близости от двигателя вентилятора системы охлаждения. Он управляет вентилятором системы охлаждения с помощью сигнала PWM. Питающее напряжение макс. 12 В ON (вкл.)/ OFF (выкл.) или PWM. Сопротивление менее 5 Ohm. Частота около 20 кГц PWM.
При неисправности код ошибки не заносится. Проверяется направленной диагностикой (при наличии), цифровым мультиметром DMM. Параметры сигнала отображаются в регистраторе данных. Доступен ручной режим проверки OSC. Проверка с помощью Powerprobe невозможна в связи с большим потреблением мощности двигателем.
При возможном ремонте соединительного разъема вентилятора системы охлаждения необходимо следить за полярностью и направлением вращения пропеллера. Если вентилятор системы охлаждения вращается в неправильном направлении, температура охлаждающей жидкости может возрасти.
Исполнительное устройство сцепления/переключения передач
Устанавливается вблизи коробки передач (автомобили с автоматической коробкой передач). Электродвигатель с магнитными клапанами приводит в действие рычаг переключения передач, исполнительные устройства сцепления приводят в действие сцепление.
Оба исполнительных устройства, включая гидравлический насос с электрическим приводом и магнитные клапаны, объединены в один блок. Гидравлический насос создает необходимое давление, которое включается с помощью электромагнитных клапанов, управляемых TCM (модуль управления коробкой передач).
С помощью гидравлических шлангов приводится в действие как внешний механизм переключения передач, так и рабочий цилиндр сцепления. Рычаг переключения передач внешнего механизма переключения передач приводится в действие отдельно, напрямую с помощью электродвигателя.
Исполнительное устройство сцепления состоит из электродвигателя постоянного тока, механизма приведения в действие встроенного главного цилиндра сцепления и встроенного датчика перемещения, который измеряет ход исполнительного устройства, и управляющего прибора.
После замены элементов исполнительного устройства необходимо заново «выучить» точку скольжения сцепления. Для этого предусмотрена соответствующая проверочная процедура.
Питающее напряжение около 12 В, ON (вкл.)/OFF (выкл.) (исполнительное устройство переключения передач); PWM (исполнительное устройство сцепления).
При неисправности заносится код ошибки DTC. Проверяется направленной диагностикой (при наличии), цифровым мультиметром DMM. Параметры отображаются в регистраторе данных.
Клапан управления подачей воздуха на холостом ходу (IAC)
Клапан IAC находится на обводном трубопроводе, проложенном в обход дроссельной заслонки на впускном коллекторе.
Электромагнитный клапан или шаговый двигатель IAC предназначен для настройки необходимой частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу при закрытой дроссельной заслонке.
Для этого соответствующим образом в большей или меньшей степени открывается байпас над дроссельной заслонкой.
На рисунке ниже показана схема клапана IAC управляемого электромагнитным клапаном.
Электрическое управление осуществляется с помощью сигналов PWM. Таким образом определяется магнитное усилие для проходного сечения клапана. Положение клапана IAC зависит от скважности сигнала PWM.
В обесточенном состоянии нажимная пружина клапана закрывает и открывает его в новых модификациях.
На рисунке ниже показана схема клапана IAC управляемого шаговым двигателем. Управляемый шаговым двигателем IAC управляется целенаправленными импульсными сигналами.
В результате вращения шагового двигателя стержень клапана двигается вверх и вниз. Количество сигнальных импульсов определяет проходное сечение клапана IAC.
Питающее напряжение около 12 В. При неисправности заносится код ошибки DTC. Проверяется цифровым мультиметром DDM и осциллографом. Параметры отображаются в регистраторе данных. Осуществляется режим ручной проверки OSC.
Соленоиды управления подачи масла системы газораспределения с изменяемыми фазами
Место установки на торцевой стороне головки цилиндра. Электромагнитный клапан управления подачи масла системы газораспределения с изменяемыми фазами перемещает блоки регулирования положения распределительного вала впускных/выпускных клапанов.
Управление осуществляется с помощью сигналов PWM. В зависимости от коэффициента заполнения изменяется положение электромагнитного клапана. Питающее напряжение около 12 В. Сопротивление 7,5 ± 0,5 Ом.
При неисправности заносится код ошибки DTC. Проверяется цифровым мультиметром DDM и осциллографом. Параметры отображаются в регистраторе данных. Режим ручной проверки OSC не предусмотрен.
Электромагнитные клапаны для вакуумного управления (управление двигателем)
Управляемые разрежением электромагнитные клапаны преобразуют электрические сигналы в управляющее разрежение.
Управляемые разрежением электромагнитные клапаны могут управляться по-разному: включение (максимальное разряжение) или выключение (нет разряжения); управление с помощью сигналов PWM.
При управлении с помощью сигналов PWM действует следующая закономерность – чем больше коэффициент заполнения, тем больше переключаемое разряжение.
С помощью пневматики в зависимости от потребности перемещаются механические исполнительные устройства. Используются для управления:
- Электромагнитный клапан EGR.
- Электромагнитный клапан вихревых клапанов.
- Соленоид управления давлением наддува (только для дизельных двигателей).
- Соленоид управления клапаном впускного коллектора (только для дизельных двигателей).
- Электромагнитный клапан управление работой впускного коллектора переменной длины.
- Электромагнитный клапан байпаса охладителя нагнетаемого воздуха.
- Электромагнитный клапан EVAP (система улавливания паров топлива).
Питающее напряжение около 12 В, PWM и/или ON (вкл.)/OFF (выкл.). Сопротивление менее 150 Ohm. При неисправности заносится код ошибки DTC. Проверяется цифровым мультиметром DDM. Индикация ряда электромагнитных клапанов для управления разрежением выполняется в зависимости от автомобиля и системы с помощью регистратора данных.
Подключите ручной вакуумный насос к электромагнитному клапану. При изменении частоты вращения/нагрузки (или при остановке двигателя при некоторых конструкциях клапанов впускного коллектора) в соответствии с изменением регистратора данных должно происходить синхронное изменение счетчика ручного насоса.
Эксплуатационная проверка электромагнитного клапана EGR с помощью режима OSC (если поддерживается):
- Выберите в регистраторе данных соответствующий PID.
- Вызовите и активируйте режим OSC.
- Путем многократного нажатия клавиши «+» PWM поэтапно поднимите до максимума.
Если наблюдается существенное ухудшение качества холостого хода при росте скважности, а после его уменьшения холостой ход снова стабилизируется, то исполнительное устройство EGR является исправным.
Эксплуатационная проверка электромагнитного клапана EVAP с помощью режима OSC (если поддерживается):
- Выберите в регистраторе данных соответствующий PID.
- Вызовите и активируйте режим OSC.
- Путем многократного нажатия клавиши «+» PWM поэтапно поднимите до максимального времени включения. При этом двигатель должен работать все более неравномерно.
- Если это происходит, электромагнитный клапан EVAP работает исправно.
Электромагнитный клапан адаптивной демпфирующей системы (активное шасси)
Место установки на амортизаторе. Электромагнитный клапан регулирует жесткость амортизатора в соответствии с заданным значением модуля адаптивной демпфирующей системы.
Питающее напряжение около 12 В, PWM. Сопротивление около 30 … 50 Ом. При неисправности заносится код ошибки DTC.
Проверяется осциллографом и цифровым мультиметром DDM. Параметры отображаются в регистраторе данных. Режим ручной проверки OSC не предусмотрен.
Модуль топливного насоса (FPDM)
Место установки в топливном баке. Электродвигатель постоянного тока топливного насоса подает топливо из топливного бака в систему впрыска топлива.
Питающее напряжение около 12 В, ON (вкл.)/OFF (выкл.). При неисправности заносится код ошибки DTC. Проверяется направленной диагностикой (при наличии), цифровым мультиметром DDM. Параметры отображаются в регистраторе данных. Осуществляется режим ручной проверки OSC.
Двигатель электрического усилителя рулевого управления
Электродвигатель установлен непосредственно на корпусе понижающего редуктора (рулевого механизма).
Электродвигатель электроусилителя рулевого управления – это бесщеточный электродвигатель с одним статором и тремя фазами, которые подключены по схеме звезды.
Ротор представляет собой постоянный магнит. Положение ротора регистрируется в общей сложности тремя датчиками Холла и передается в модуль PSC (управление усилителем рулевого управления). Сигналы датчиков Холла используются для выполнения следующих вычислений:
- Вычисление управляющего тока для каждой обмотки статора.
- Вычисление среднего положения рулевого управления.
Основное питающее напряжение около 12 В, PWM. Частота 18 кГц. При неисправности заносится код ошибки DTC. Проверяется осциллографом и цифровым мультиметром DDM. Параметры не отображаются в регистраторе данных. Режим ручной проверки OSC не осуществляется.
Реле
Место установки в зависимости от области применения, например, в CJB (центральная электрораспределительная коробка) или в GEM.
Принцип работы: электромагнитный переключатель. Реле мощных исполнительных механизмов переключают рабочий ток большой силы с помощью малых управляющих токов. Кроме того, реле отключают рабочий контур от управляющего.
Разновидность реле: с замыкающим и размыкающим контактом. Имеют четыре подключения, реле переключателей – пять. В некоторых реле схема отображена на корпусе.
Питающее напряжение около 12 В, ON (вкл.)/ OFF (выкл.). Сопротивление 60 – 150 Ом (управляющий контур). Дополнительно в управляющий контур «последовательно» или «параллельно» могут быть встроены диоды.
В зависимости от модификации может заносится код ошибки DTC. Проверяется цифровым мультиметром DMM. Отображение параметров в регистраторе данных и ручной режим проверки OSC возможны в зависимости от модификации системы управления.
Реле с замыкающим контактом можно проверить, подав управляющее напряжение. Если реле щелкнет, то, вероятно, управляющий контур в порядке. Чтобы проверить рабочий контур, нужно одновременно с этим протестировать свободные разъемы на прохождение тока. В реле переключателя свободно 3 разъема. В зависимости от положения выключателя два из них все время имеют контакт.
Клапан-дроссель/регулировки давления
Место установки в корпусе автоматической коробки передач. Электромагнитные клапаны соленоида переключения открывают или закрывают каналы внутри корпуса. Существуют электромагнитные клапаны, которые могут быть открыты или закрыты в обесточенном состоянии.
В зависимости от модификации могут быть установлены электромагнитные клапаны, которые способны включать только состояние включения или выключения, или клапаны, управляемые с помощью сигнала PWM или как клапаны пропорционального регулирования с разным напряжением, имеющие многоуровневую регулировку (например, давление масла).
Кроме того, в зависимости от модификации электромагнитные клапаны можно заменить отдельно или только вместе с другими электромагнитными клапанами.
Питающее напряжение макс. 12 В, ON (вкл.)/OFF (выкл.) или PWM. Сопротивление менее 20 Ohm. Ошибки последовательности, вызванные механически неисправными электромагнитными клапанами, частично отображаются с помощью DTC.
Проверяется направленной диагностикой (при наличии), цифровым мультиметром DDM. Параметры отображаются в регистраторе данных. Осуществляется режим ручной проверки OSC.
⚠ При проверке электромагнитного клапана для муфты гидротрансформатора (PID = TCC (муфта гидротрансформатора)) необходимо помнить, что ее нельзя приводить в действие на стоящем автомобиле, поскольку в результате муфта может повредиться.
В системе управления автоматической коробкой передач используются следующие термины:
- SSA или SSB (SS (электромагнитный клапан переключения передач)).
- Электромагнитный клапан EPC (электронное управление давлением).
- T/CCS (электромагнитный клапан моментов переключения передач/муфты движения по инерции).
- Электромагнитный клапан управления сцеплением в режиме принудительного холостого хода.
- Электромагнитный клапан – момент переключения.
- Соленоид управления сцеплением при движении накатом.
Управляемый серводвигателем клапан впускного коллектора
Место установки во впускном тракте. Электродвигатель постоянного тока блока управления заслонкой впускного коллектора имеет следующее назначение:
- предотвращение «сильной тряски двигателя» при выключении двигателя;
- главное – дросселирование всасываемого воздуха во время процесса регенерации DPF (фильтр твердых частиц для дизельного топлива/сажевый фильтр).
Привод заслонки впускного коллектора осуществляется двигателем DC (постоянный ток). Управление осуществляется с помощью сигналов PWM от PCM. Положение клапана впускного коллектора зависит от коэффициента скважности сигнала PWM.
В случае управляемой серводвигателем заслонки впускного коллектора с датчиком положения фактическое положение заслонки впускного коллектора регистрируется датчиком положения. Характеристика выходного сигнала – аналоговый сигнал напряжения.
Питающее напряжение около 12 В, PWM. Сопротивление около 8,3 Ом. При неисправности заносится код ошибки DTC. Проверяется направленной диагностикой (при наличии), осциллографом и цифровым мультиметром DDM. Параметры не отображаются в регистраторе данных. Режим ручной проверки OSC не осуществляется.
Управляемый серводвигателем клапан впускного коллектора/клапан байпаса охладителя нагнетаемого воздуха
Устройство: двигатель постоянного тока (исполнительное устройство) с датчиком со скользящим контактом установлен на системе впуска воздуха.
В обесточенном состоянии клапан впускного коллектора полностью открыт. Серводвигатель клапана впускного коллектора перемещает клапан впускного коллектора во впускном тракте, выполняющий следующие функции:
- Дросселирование всасываемого воздуха для рециркуляции отработавших газов.
- Закрытие системы всасывания воздуха при остановке двигателя.
- Закрытие доступа воздуха через охладитель нагнетаемого воздуха в процессе регенерации сажевого фильтра.
Серводвигатель клапана байпаса охладителя нагнетаемого воздуха открывает клапан байпаса охладителя нагнетаемого воздуха в процессе регенерации и направляет, таким образом, неохлажденный нагнетаемый воздух в камеры сгорания.
В обесточенном состоянии клапан байпаса охладителя нагнетаемого воздуха полностью закрыт. Управление серводвигателями осуществляется с помощью сигналов PWM. Коэффициент заполнения определяет при этом сечение открытого отверстия соответствующего клапана. Встроенный в корпус серводвигателя датчик положения определяет текущее положение клапана.
Питающее напряжение сервопривода около 12 В, PWM. Сопротивление около 3 – 6 Ом. Опорное напряжение датчика положения около 5 В, выходной сигнал: постоянное напряжение: 0,5 – 4,5 V.
При неисправности заносится код ошибки DTC. Проверяется направленной диагностикой (при наличии), осциллографом и цифровым мультиметром DMM. Параметры отображаются в регистраторе данных. Режим ручной проверки OSC осуществляется в зависимости от модификации.
Электродвигатель стеклоочистителей
Место установки под панелью между капотом и лобовым стеклом или на задней поднимающейся двери. Двигатель постоянного тока с встроенным передаточным соотношением (червячная передача) и концевым выключателем.
Электрический двигатель стеклоочистителя перемещает рычаги стеклоочистителя. В некоторых моделях непосредственно на двигателе установлен рычажный механизм стеклоочистителя, преобразующий вращательное движение двигателя в колебательное движение.
Конечный выключатель нужен для того, чтобы, независимо от момента выключения, выключать стеклоочиститель только тогда, когда он находится в конечном положении, т.е. вне поля видимости.
В комбинируемых электродвигателях стеклоочистителя с двумя скоростями часто устанавливаются двигатели с двумя коллекторными дорожками. При этом на первой ступени напряжение на якорь подается через коллектор и две расположенные друг напротив друга щетки. При этом обеспечивается низкая скорость при большой скорости вращения.
На второй ступени электроэнергия подается через третью щетку, скорость возрастает. Разные степени включения электропривода реализуются с помощью модулей регулировки выдержки (раньше реле или CTM (модуль центрального таймера), теперь GEM).
Питающее напряжение около 12 В, ON (вкл.)/OFF (выкл.). Код ошибки DTC заносится в управляемых модулем системах (например, GEM) путем самотестирования модуля. Проверяется направленной диагностикой (при наличии), цифровым мультиметром DMM. Режим ручной проверки OSC осуществляется в зависимости от модификации только одной ступени работы.
Исполнительное устройство антиблокировочной системы/системы контроля тягового усилия
Место установки в моторном отсеке. Принцип работы: комбинация из электродвигателя и электромагнитных клапанов.
Исполнительное устройство ABS/системы контроля тягового усилия состоит из клапанного блока с встроенными электромагнитными клапанами, двигателя и блока управления. Исполнительное устройство – ABS/системы контроля тягового усилия контролирует входящие сигналы всех датчиков и управляет электромагнитными клапанами давления тормозной системы и насосом ABS.
В зависимости от оснащения автомобиля устанавливается восемь (в случае ABS) или 12 в случае BTCS (система предотвращения срыва колес в скольжение)) электромагнитных клапанов. В зависимости от структуры управления используются также простые переключающие клапаны и пропорциональные клапаны (например, при EBD (электронное распределение тормозного усилия)).
Питающее напряжение около 12 В, ON (вкл.)/OFF (выкл.). При неисправности заносится код ошибки DTC. Проверяется направленной диагностикой (при наличии). Параметры отображаются в регистраторе данных. Доступен ручной режим проверки OSC.
В рамках направленной диагностики можно выполнить полную проверку исполнительного устройства практически во всех системах. Отдельные элементы, например, магнитные клапаны или электродвигатели, на станции технического обслуживания проверить нельзя. В некоторых системах клапанный блок можно заменить вместе с электродвигателем.
В более старых системах для контроля тягового усилия было установлено специальное исполнительное устройство системы контроля тягового усилия.
Это исполнительное устройство используется для возврата в исходное положение механической дроссельной заслонки. Обе тяги управления (педаль акселератора и дроссельная заслонка) связаны друг с другом с помощью двухсекционного ведомого диска.
При управляющем воздействии движение тяги педали акселератора дублируется электродвигателем, в результате дроссельная заслонка закрывается против воли водителя. Установленный на исполнительном устройстве системы контроля тягового усилия потенциометр выдает в PCM обратную информацию о текущем положении исполнительного устройства системы контроля тягового усилия.
Исполнительное устройство открывания задней поднимающейся двери
Место установки на задней поднимающейся двери на цилиндре замка. Двигатель постоянного тока или обмотка клапана привода открывания задней поднимающейся двери открывает заднюю поднимающуюся дверь или дверь багажного отделения.
В зависимости от системы дверь может открываться с помощью двигателя постоянного тока или обмотки клапана. На двигатель постоянного тока или обмотку клапана на короткое время подается напряжение, а они приводят в действие рычаг отпирания с помощью встроенного передаточного соотношения (двигатель постоянного тока) или непосредственно (обмотка клапана).
Возврат в исходное положение осуществляется с помощью возвратной пружины. В отличие от дверей автомобиля задние поднимающиеся двери не имеют двойной блокировки.
Питающее напряжение около 12 В, ON (вкл.)/OFF (выкл.). Сопротивление менее 5 Ом (обмотка клапана). Код ошибки DTC заносится в управляемых модулем системах (например, GEM) путем самотестирования модуля. Проверяется цифровым мультиметром DMM. В управляемых модулем системах параметры отображаются в регистраторе данных и возможна ручная проверка OSC.
Исполнительное устройство управляющей заслонки подаваемого воздуха
Место установки на корпусе вентилятора обдува. Принцип работы: механический, пневматический, двигатель постоянного тока, шаговый двигатель. Исполнительное устройство управляющей заслонки подаваемого воздуха регулируют поток воздуха в корпусе распределения потоков воздуха.
В зависимости от приводимой в действие заслонки используются разные исполнительные устройства, например, исполнительное устройство смесительной заслонки рециркуляции, исполнительное устройство заслонки распределения потоков воздуха, исполнительное устройство термо-заслонки.
Приводимые в движение шаговым двигателем воздушные заслонки плавно регулируются на всем диапазоне своего перемещения.
Питающее напряжение около 12 В, импульсные сигналы (шаговые электродвигатели); ON (вкл.)/ OFF (выкл.) (все остальные). Сопротивление менее 100 Ohm измеряется только в двигателях с двумя разъемами. В управляемых модулем системах кондиционирования код ошибки заносится только для шаговых двигателей, а также, отображаются параметры в регистраторе данных и осуществляется ручная проверка OSC. Встречающиеся названия и модификации:
- Исполнительный механизм воздуховода.
- Привод решетки воздуховода обогрева стекла/заслонки распределения воздуха обдувателя.
- Исполнительное устройство заслонки подачи воздуха в ниши для ног.
- Исполнительное устройство заслонки управления перепуска холодного воздуха.
- Исполнительное устройство заслонки распределения потоков воздуха.
- Исполнительное устройство смесительной заслонки регулировки температуры.
Клапаны с пневматическим приводом могут только открываться или закрываться. В комбинируемых, двухступенчатых системах возможно промежуточное положение. Пневматическое исполнительное устройство соединено шлангом с вакуумным бачком.
Если в месте подключения исполнительного устройства создается разряжение, то мембрана и закрепленный на ней тяговый механизм полностью отводятся назад. Управляющая заслонка подаваемого воздуха, закрепленная на продолжении тягового механизма, приводится в действие.
Если у исполнительного устройства есть два разъема для подключения вакуума, то заслонка может принимать три положения. Если разрежение создается только на одном разъеме, заслонка переводится в промежуточное положение. Если разрежение подается на два разъема, то тяговый механизм выдвигается до упора.
Пока в исполнительном устройстве сохраняется разрежение, управляющая заслонка подаваемого воздуха сохраняет свое положение. Негерметичность исполнительного устройства или вакуумной системы приводит к выходу исполнительного устройства из строя.
Исполнительное устройство блокировки стопора в режиме парковки/ключа зажигания
Место установки на замке зажигания (автомобили без бесключевой системы запирания/отпирания и пуска двигателя) или на рычаге переключения (автомобили с автоматической коробкой передач).
Электромагнитный переключатель исполнительного устройства блокировки ключа зажигания блокирует замок зажигания, чтобы невозможно было вынуть ключ зажигания. В обесточенном состоянии оно не активировано, т. е. замок не заблокирован.
Исполнительное устройство блокировки стопора в режиме парковки препятствует перемещению рычага переключения из положения P. В обесточенном состоянии оно активировано, т. е. рычаг заблокирован. Автоматизация разблокировки обусловлена включением зажигания.
Питающее напряжение около 12 В, ON (вкл.)/OFF (выкл.). Сопротивление менее 16 Ohm. При неисправности код ошибки не заносится. Проверяется цифровым мультиметром DDM. Данные состояния в регистраторе данных и ручная проверка OSC отсутствуют.
В случае неисправности блокировку стопора в режиме парковки можно несколько раз снять вручную. Для этого нужно удалить крышку рычага. Затем вставить в отверстие подходящий предмет, чтобы рычаг переключения мог передвинуться из положения P.
Исполнительное устройство дверного замка
Место установки в двери автомобиля. Двигатель(и) постоянного тока (в зависимости от модификации) исполнительного устройства дверного замка выполняет несколько функций:
- отпирание двери;
- простое запирание двери;
- двойная блокировка двери.
При простом запирании прерывается механическая связь между рычагом отпирания на внешней стороне двери и замком. При двойной блокировке прерывается механическая связь между рычагом отпирания на внутренней стороне двери и замком. Соответствующие двигатели постоянного тока встроены к замок двери, их нельзя заменить отдельно.
Дистанционный сигнал управления ключом/брелком зажигания позволяет за счет комбинации порядка нажатия кнопок запрограммировать конфигурацию доступа в автомобиль. Спереди на стороне водителя все функции, за исключением двойной блокировки, можно выполнить также механически с помощью цилиндра замка двери.
Питающее напряжение около 12 В, ON (вкл.)/OFF (выкл.). В управляемых модулем системах (например, GEM) проверяется путем самотестирования модуля, направленной диагностикой (при наличии), цифровым мультиметром DMM. Доступен ручной режим проверки OSC.
В системах централизованного запирания часто существуют различные опции, касающиеся последовательности отпирания (например, отпирание двери водителя при первом нажатии пульта дистанционного управления). При проверке исполнительного устройства дверного замка необходимо учитывать текущие настройки.
Вакуумный насос
Место установки в моторном отсеке. Электродвигатель постоянного тока вакуумного насоса обеспечивает достаточную подачу вакуума для усилителя тормозов при всех режимах работы двигателя. Вакуумный насос управляется через пусковое реле вакуумного выключателя тормозной системы.
Питающее напряжение около 12 В, ON (вкл.)/OFF (выкл.). При неисправности код ошибки не заносится. Проверяется цифровым мультиметром DDM. Доступен ручной режим проверки OSC.
Надувная подушка безопасности
Место установки в зависимости от модификации: на рулевом колесе (надувная подушка безопасности водителя); на панели приборов (надувная подушка безопасности пассажира); на переднем сидении (боковая подушка безопасности) со стороны двери; на продольном брусе крыши между передней и задней стойкой (или стойкой задка). Принцип работы: пиротехника.
Надувные подушки безопасности защищают находящихся в автомобиле людей от травм в случае аварии/столкновения. Каждая подушка безопасности имеет пусковой воспламенитель, который надувает воздушную емкость.
С воспламенителем используют системы с газовыми генераторами (надувная подушка безопасности водителя и пассажира в старых системах) или газовые патроны (все, кроме надувной подушки безопасности водителя).
Сопротивление около 2 – 4 Ом. При неисправности заносится код ошибки DTC. В некоторых системах в регистраторе данных (модуль надувной подушки безопасности) отображается сопротивление подушки безопасности.
⚠ В направлении устройств зажигания надувной подушки и подушки безопасности нельзя выполнять измерения сопротивления. При работе с подушками безопасности необходимо соблюдать правила техники безопасности.
Преднатяжители
Место установки на сиденье или в направляющей сиденья или в натяжном устройстве ремня безопасности. Принцип действия: механические (старые системы), пиротехнические, приводимые в действие механически или электрически (все остальные).
В случае аварии преднатяжители обеспечивают плотное прилегание ремней безопасности к телу. Преднатяжитель может сработать только один раз. Сработавший преднатяжитель не влияет ни на работу ремня безопасности, ни на функцию намотки.
Так же как надувные подушки безопасности, преднатяжители приводятся в действие с помощью воспламенителя и механического привода или с помощью предварительно сжатой пружины.
Сопротивление 2 – 4 Ohm. При неисправности заносится код ошибки DTC. В некоторых системах в регистраторе данных (модуль надувной подушки безопасности) отображается сопротивление преднатяжителя.
Сработавший преднатяжитель можно узнать по существенному сокращению ремня (исключение: встроенный в натяжное устройство ремня безопасности преднатяжитель). В случае пиротехнических преднатяжителей с электрическим приводом при их срабатывании всегда сохраняется DTC в модуле SRS (вспомогательная удерживающая система подушек и ремней безопасности).
⚠ В направлении устройств зажигания преднатяжителя нельзя выполнять измерения сопротивления. При работе с преднатяжителями необходимо соблюдать правила техники безопасности.
Преднатяжитель может сработать только один раз, после срабатывания его необходимо заменить. Во встроенных в натяжное устройство ремня безопасности могут быть установлены дополнительные зажимы/стопоры ремня, а также ограничители ремня.
При замене нужно менять весь блок целиком, включая ремень. Автоматические механические преднатяжители освобождают с помощью датчика колебаний автомобиля сжатую пружину.
Двигатели коррекции наклона света фар/перемещения зеркала/блокировки крышки топливного бака
Место установки: в фарах; на наружных зеркалах; на топливном баке. Двигатель постоянного тока (коррекции наклона света фар, перемещение зеркала, крышка топливного бака), шаговый двигатель (адаптивное переднее освещение).
Двигатели для перемещения зеркала изменяют должное положение зеркала в вертикальном и горизонтальном направлении, а также положение корпуса зеркала (функция раскрывания).
Двигатели коррекции наклона света фар перемещают отражатель фары в горизонтальном направлении. При адаптивном переднем освещении отражатель фары перемещается в вертикальном направлении. Исполнительное устройство блокировки крышки топливного бака открывает или закрывает топливный бак.
Питающее напряжение около 12 В, ON (вкл.)/OFF (выкл.). Импульсные сигналы (адаптивное переднее освещение). Сигналы PWM (корректор наклона света фар). В случае ксенонового освещения и адаптивного освещения, регулировки положения зеркал при неисправности заносится код ошибки DTC и возможен ручной режим проверки OSC. Проверяется цифровым мультиметром DDM.
Заключение
Исполнительные устройства и механизмы автомобиля и их кабельные соединения все чаще включаются в самотестирование исполнительных устройств. Кроме того, диагностика установленных на автомобиле систем всегда должна сначала проводиться с использованием методов на базе признака неисправности.
Когда известна характеристика исполнительных устройств, принцип действия исполнительного механизма и параметры сигналов правильной работы проверяемой системы, можно легко диагностировать входящий в состав объекта неисправный элемент.
Более подробно ознакомится с устройством систем автомобиля можно в рубрике “Автомир”. Подписывайтесь на рассылку статей, чтобы вовремя получить новые знания в интересующей Вас теме.
С уважением, Олег!