Чакры человека – это центры жизненной энергии, их расположение обусловлено местом пересечения энергетических каналов, по которым движутся основные потоки энергии, поэтому их значение нельзя недооценивать.
Сегодня о чакрах говорят слишком много, иногда даже без необходимости, не ведая, что в них скрыт глубокий смысл, где символическое понятие передается через очень точную и подробную схему расположения чакр на теле человека, представленную в многовековом учении йогов.
Все йогические практики преследуют одну единственную цель – сознательное пробуждение этих энергетических центров, а как использовать чакру в реальной жизни, подскажет сама природа, поэтому, если хотите изучить, как открыть чакры самостоятельно в домашних условиях, изучите многолетний опыт Габриэлы Аль-Шамали, которым она поделилась в своей книге “Чакры”.
Чакры человека их расположение и значение
Чакра – это санскритское слово, принадлежит древнейшей культуре Индии и переводится по-разному, но в любом переводе присутствует значение чего-либо, имеющего круглую форму: круг, колесо, центр, водоворот, энергетическое движение, расширяющееся по спирали, биндху, то есть точка, из которой все выходит и в которую все возвращается. Все эти выражения указывают на энергию, которая проявляется через непрерывное движение.
У чакр есть еще и другое название – “падма”, что означает “лотос”, потому что их часто изображают в виде закрытых, полузакрытых или полностью раскрытых цветов лотоса, с различным числом лепестков. Лепестков тем больше, чем выше расположена чакра: лепестки могут быть обращены вниз, к Земле, или вверх, к Небу – в зависимости от уровня сознания, достигнутого человеком, который их приоткрывает и активирует.
Цветок лотоса – это один из символов йоги, духовного восхождения и отрешенности от земных вещей: его корни уходят в землю, в ил, который символизирует самую грубую материальную часть человеческого существа. Из ила в воде поднимается стебель – символ очищения, чтобы раскрыть свой венчик, обращенный к небу, чтобы иметь возможность созерцать духовно возвышенные места и приближаться таким образом к постижению мироздания.
В йоге главные чакры у человека расположены вдоль позвоночного столба, указывают этапы сознания на пути, который для “простых’ людей начинается с земли и ведет в небо. На йогическом пути, с первых шагов до конечной реализации, чакры прежде всего стимулируются, а затем активируются посредством “асан” (особых поз, которое тело принимает и в течении долгого время удерживает, пока они не становятся удобными).
Также активация происходит посредством “пранаям” – практическим упражнениям по контролю за дыханием, постепенно достигаются высшие ступени отрешенности. Та схема чакр, которую составили древние просветленные – сиддха, отличаются удивительной точностью потому, что ее можно читать и объяснять на разных планах, которые переходят от более грубого физического к более духовному и тонкому плану, естественным образом, но с большей глубиной повторяя план символический.
Чакры у человека
Согласно йогическому видению, человеческое тело пересекают 72000 каналов, проводящих энергию, которые начинаются с пальцев ног и рук, проходят по всему организму и достигают сердца – центра духовности, а оттуда поднимаются к голове – центру соединяющему физическое тело с окружающим миром.
Эти энергетические каналы отождествляются с настоящими водными потоками, которые сливаются в большую центральную реку, т. е. позвоночный столб. Они переносят:
- прану – восходящую и свежую жизненную энергию;
- апану – нисходящую и тепловую энергию;
- саману – срединную и горячую энергию;
- вьяну – маслянистую энергию, которая позволяет двигаться всем членам.
Вдоль этих каналов, на уровне каждого малого и большого соединения расположены главные и второстепенные чакры. Главные – раджа-чакры, то есть “царские чакры”, разворачиваются непосредственно на центральной оси, которая пересекает тело, – на сушумне, которая отождествляется с позвоночным столбом.
Второстепенные чакры – вира-чакры (“вира”, то есть “воины”, телохранители и защитники царя) – расположены вдоль энергетических каналов – нади, между между соединениями суставов пальцев ног, а также в центре ступней, в лодыжках, в ногах, в коленях, в соединениях тазобедренных костей, между соединениями суставов пальцев рук и центре ладоней, в запястьях, локтях и плечах.
Две из этих защитных чакр, называемые сурья и чандра (“солнце” и “луна”), несколько большего размера и имеют особое значение по сравнению с остальными вира-чакрами. Они управляют соответственно органами печени и селезенки: расположены эти чакры в брюшной полости с правой и с левой стороны, на одной линии с подвздошным гребнем бедра, именно в этих областях, которые соответствуют органам и железам, находящимся под ними.
Две другие вира-чакры находятся в ямочках под выступающими за ушами; еще одна расположена сразу под носом, и еще одна – немного глубже, в корне носа, между бровями: называется она “курма-биндху”, или “точка черепахи”; остальные чакры у человека во множестве разбросаны по всему организму.
Вира-чакры
Начнем с более подробного ознакомления с вира чакрами – этими стражами-защитниками, которые менее известны, чем раджа-чакры. Вира-чакры на ногах защищают первую раджа-чакру – муладхару, расположенную в основании позвоночного столба и связанную со стихией земли – притхиви.
Все движения – от самых незначительных и интенсивных, совершаемых пальцами ног и связанных со сгибанием фаланг, сгибанием и разгибанием ног, – воздействуют на вира-чакры земли и таким образом способствуют уравновешиванию энергетического воздействия муладхары.
Ноги ассоциируются с корнями с корнями в земле, они управляют устойчивостью тела, а также центральной нервной системой и, следовательно, равновесием всего телесного и ментального.
От пальцев ног затем поднимаются, сначало с внешней стороны от больших пальцев ног, энергетические каналы печени; от второго пальца – каналы желудка, от третьего – каналы почек, от четвертого – каналы желчного пузыря и от пятого – каналы мочевого пузыря.
И в движениях позвонков, а затем и внутри таза, включая бедренные кости, также участвуют эти “защитники” раджа-чакры земли.
Вира-чакры лодыжек, колен и ягодичных мышц служат защитницами второй раджа-чакры – свадхистаны, расположенной в священной области и связанной со стихией воды – джала.
Таким образом, интенсивные вращение ступней вокруг лодыжки, аддуктивные движения, направленные внутрь, и движения абдуктивные – по направлению во внешнюю сторону, равно как и движение колен и сокращение и расслабление ягодичных мышц – все эти движения способствуют поддержанию равновесия энергетического воздействия этой точки, связанной со стихией воды.
Обе вира-чакры, расположенные справа и слева от пупка, на линии подвздошных крыльев, защищают третью раджа-чакру – манипуру, стихия которой – огонь, агни.
Все боковые изгибы с напряжением торса, так же как наклоны вперед и положения с разворотами в правую и левую сторону, усиливают энергетический поток маленьких вира-чакр солнца и луны и способствуют уравновешиванию энергетического воздействия манипуры.
Вира-чакры на руках (ладонях), запястьях, локтях, плечевых суставах и лопатках защищают раджа-чакру сердца – анахату, расположенную в спинной области между лопатками, стихией которой – воздух, вата.
Все движения небольших суставов пальцев, больших и малых фаланг, а также вращение, сгибание и выгиб дугой рук в запястьях и движение локтей и плечей, способствует уравновешиванию энергетического воздействия раджа-чакры сердца.
Вира-чакры, расположенные под ключицами, в ямочках под затылком и ниже, в ложбинке, которая находится на трапециевидных мышцах в месте соединения с плечами, защищают раджа-чакру горла, вишудху, расположенную в шейной области; ее стихия – эфир, акаша.
Также связаны с самым тонким и неосязаемым элементом – эфиром защитники раджа-чакры аджны – центра управления, расположенного позади лба. Они расположены над и под ним, а также в точках на висках и немного дальше, над ушами.
“… Ты воин, Арджуна, твой долг – сражаться… Соверши дело, которое тебе поручено, потому что на самом деле лучше действовать, чем бездействовать”. Бхагавад-гита
Раджа-чакры
В то время как упоминаются тысячи вира-чакр, рассеянных вдоль таких же тысяч энергетических каналов человеческого тела, до нас дошла очень очень точная и подробная схема раджа-чакр, которых насчитывается семь: вдоль позвоночного столба расположено пять таких чакр, в фокусных точках, которые мы рассмотрим далее, одна находится внутри головы и одна – на верхушке черепа, в самом центре вершины головы.
Некоторые йогические школы, проводя разграничения между сердцем и умом, кроме вышеописанных чакр располагают под сердцем еще и особую чакру ума – манас. Кроме того, разграничивая функции эпифиза и гипофиза, упоминают о второй точке в голове под аджна-чакрой, называя ее биндху.
Разграничение, разделение на части – это типичный для йоги подход, нацеленный на то, чтобы научить адептов двигаться по пути к совершенному единению.
Общее количество лепестков / лучей в раджа-чакрах составляет 50: именно столько букв в санскритском алфавите (49 плюс особая точка, Висарга, которая приравнивается к букве), которые написаны на каждом лепестке: 4 на нижней чакре, 6 – в области таза, 10 – в брюшной полости, 12 – в сердце, 16 – в горле и 2 – в голове.
Все гласные звуки записаны в фокусной точке горла, что означает, что при помощи гласных можно произносить слова, обладающие смыслом (далее мы увидим, как горловая чакра связана с физическим, умственным и духовным развитием человека).
Стимуляция и активация чакр
В то время как большие раджа-чакры можно как стимулировать, так и активировать, защитные чакры можно только стимулировать – именно потому, что их задача – защищать и помогать деятельности их властителя.
Стимуляция несет энергетическую волну, движение медленное и рассеиваемое по каналу на всем его протяжении, которое вливается в фокусную точку раджа-чакры, тогда как активация создает мощную энергию на вершине, которая развивается, исходя из самого центра – дхрувы, поддерживая себя на постоянном уровне, например, во время особой позы, сохраняемой долгое время неподвижно (асаны), или во время концентрации ума в течение длительного времени (дхараны).
Кроме того, существует совершенное соответствия низа и верха, поэтому чакра в основании позвоночного столба соответствует чакре головы, чакра тазовой области – горловой чакре, а чакра брюшной полости – сердечной чакре, причем таким образом, что всегда происходит резонанс: при активации одной чакры человека всегда одновременно стимулируется и напрямую соответствующая ей чакра. Подробнее эта концепция будет рассмотрена позже.
Первая чакра – Муладхара
“Мула” означает “корень”, “основа”, “основание”, “адхара” – “поддержка”, т. е. “муладхара” переводится как “поддержка основания”. Кроме того, “дхара” – однокоренное слово с “дхарани”, а Дхарани – одно из имен богини Земли; дхарани – это также то, что поддерживает и сохраняет в равновесии.
В индуизме дхарани – это еще и магические формулы, или Мантры, которые обеспечивают защиту от дакини – ведьм и от асуров – демонов зла.
Корневая чакра муладхара представляет собой место, где вход в сушумну – центральный канал, проходящий через тело в вертикальном направлении, закупорен кундалини – эволюционной энергией индивидуума, отождествляемой с женским божеством, со змеей, приходящей из Бхогаватхи – жилища змей, которое находится внизу, под адским миром.
Эта чакра называется также “адхара падма”, т. е. “поддерживающий лотос”, или “Брахма грантхи” – “узел Брахмы”, того, кто задает начало любой форме и любому процессу. Грантхи – это узел, который должен быть развязан, и в йоге выделяют три узла, соответствующие трем нижним чакрам.
Муладхара-чакра, расположенная в тазовой области под основанием позвоночного столба, то есть в копчике (1–, 2–, 3-й позвонки) – это чакра рождения, откуда начинается путь йоги – самого материального и земного опыта. На физическом уровне разворачивается действие по растягиванию всего позвоночного столба.
Эта чакра воплощает первородную энергию, еще пассивную и бессознательную, которая потенциально содержит в себе все, что будет создано. Активация первой чакры несет в себе потенциальные возможности, имеющиеся, но пока не проявленные. Открытие первой чакры развивает потенциальную возможность инстинкта, и когда она не находится в энергетическом равновесии, то приносит зависть, ненависть, гнев, ярость, жадность, страх и печаль.
Муладхара-чакра отвечает за издавание звуков и произношением слов. Органами, на которые она воздействует, являются ноги (ступни), физически соответствующие отношениям с землей, а потому с устойчивостью и чувством равновесия – как внутреннего, так и внешнего. Ее плексус (сплетение нервов) связан с копчиком. Ее орган чувств – обоняние.
Эта чакра связана с плотностью органов, с плотью и костями; кроме того, она имеет функцию коагуляции (свертывания). Она ведает выделительными функциями, функциями семяизвержения (эякуляции) и родов; практически всем, что опускается и выходит из тела.
Ее дуновение жизни называется поэтому “апана” (от санскритского корня “ап-”. который имеет значение “спускаться’, “соскальзывать” с основания. Она приводит к способности легко преодолевать земные трудности. Успокаивает нервную систему и способствует расслаблению.
У нее четыре лепестка / луча, которые выделяются на сторонах квадрата, символизируя четверо ворот жизни, четыре стороны света. Ее цвет – красный, как считают те школы, которые учитывают звуковые частоты, и желтый для тех, кто придерживается ортодоксальной традиции, которая указывает на “мир подземный, сверкающий золотисто-желтым цветом”.
Желтый – цвет, в который одеваются адепты, вступающие на путь саньясина, путь отказа от мира, и надевающие затем монашескую рясу оранжевого цвета – после того, как получают подтверждение, что они прошли по пути инициализации. Этот солнечный цвет, желтый цвет, исходящий из одной точки, совершенно так же, как распространяются солнечные лучи, символизирует богатство души, радость и жизнеспособность, которая начинает проявляться.
Желтый цвет – это противоядие от тяжелого нрава, от помрачения ума и от депрессий. Желтый – это также цвет, которого придерживается школа, которая придает большое значение дополняемости: дополнительным цветом к желтому является фиолетовый, а фиолетовый – это чакра головы, с которой соотносится первая чакра. Цвет, который чаще всего появляется во время практических действий с муладхарой, – это светло-желтый цвет.
Стихией муладхары является земля, изображенная в форме четырехугольника. Переносчиком энергии является черный слон, что указывает на первородную латентную материю в индивидууме, а также бессознательность (она станет сознательной на уровне горловой чакры, где мы найдем еще одного слона, на этот раз белого цвета). Этот слон имеет семь хоботов, которые символизируют семь минералов, необходимых для жизни человеческого тела; на санскрите они называются “сапта дхату”.
Два божества – это Брахма, господин всего изначального, с четырьмя головами, каждая из которых обращена в одну из сторон света, и Дакини – земное воплощение бессознательного женского начала, которое хочет выразить себя со всей еще не проявившейся силой.
Дакини держит в одной руке меч, чтобы разрубить препятствия на пути к осознанию, а во второй – палку, символ власти, на острие которой нанизан череп, указывающий на смерть; в третьей руке она держит чашу, наполненную опьяняющим напитком, называемым сома (напиток-афродизиак, дозволенный только богам, ибо только они в состоянии контролировать трансцендентный эффект, который он вызывает), и в четвертой трезубец, который указывает на три этапа, которые нужно прожить и преодолеть, т. е. физический план, символический план и план духовный.
В маленьком треугольнике, над которым господствуют три богини – Икша или Вама (воля), Крийя или Руадри ( действие) и Джняна или Джьештха (познание) – сидит Кундалини, спящая эволюционная энергия, изображенная в виде змеи, обвившейся вокруг Сваямбху, фаллоса Шивы.
Эта энергия, которую йоги и йогини стараются пробудить, чтобы она могла подняться вдоль сушумны – большого канала, который проходит внутри позвоночного столба, пронизывая все раджа-чакры для того, чтобы достичь вершины головы, превзойти физическое тело и, наконец, снова соединится со вселенной, из которой она появилась. Змея – это великий символ познания и преображения: она может менять кожу, проходя через огонь, который она высвобождает изнутри себя.
Звуковая вибрация, которая поддерживает землю, – это биджа-мантра (звуковое семя) “Лам”, которое произносится как ЛЛЛЛааамм, причем “л” более напряженно, чем “а”, и “м” – конечный носовой звук. Лам создает энергетическое равновесие в муладхаре-чакре. Музыкальный инструмент для воссоздания равновесия и для стимуляции данной раджа-чакры – это барабан во всех вариантах ударных инструментов.
Самая подходящая пища для равновесия муладхары – это корнеплоды, т. е. все то, что произрастает в земле. Преобладающие принципы питания – это протеины, составляют ту основу, с помощью которой срастаются кости, мускулы и ткани.
Перед тем как переходить к концентрации, чтобы активировать раджа-чакры, будут описаны каждый раз простые упражнения, которые способствуют стимулированию вира-чакр – их хранителей и защитников.
Упражнения для стимуляции энергетического воздействия вира-чакр Муладхары
Сядьте на землю или любую твердую поверхность, грудную клетку держите по возможности прямо – в крайнем случае, обопритесь на спинку стула или на стену; свободно положите правую и согните левую ногу, захватив ступню руками (рис.).
Левой рукой держитесь за лодыжку, а правой возьмитесь за большой палец ноги, подвигайте, повращайте им, затем согните по всем соединениям между фалангами. Далее перейдите ко второму пальцу, потом к третьему, четвертому и, наконец, к пятому, неторопливо выполняя те же движения, что были описаны для большого пальца.
Затем возьмитесь за все пальцы вместе и потяните их, согнув, вперед и назад. Повторите те же упражнения в том же темпе с правой ногой.
Согнув колени, соедините ноги вместе и переплетите между собой пальцы обеих ног: сначала вам покажется это трудным, затем постепенно небольшие соединения между фалангами приобретут большую гибкость и упражнение будет выполняться легко.
Основание таза – это еще одна важная точка, связанная с землей и, следовательно, с муладхарой-чакрой; охранительные чакры расположены в суставах бедер.
Для воздействия на эти вира-чакры покачайте таз вперед и назад, затем вправо и влево, следуя ритму вашего дыхания и оставаясь все время в сидячем положении на земле со скрещенными ногами.
Сконцентрируйтесь на символе бесконечности (большая горизонтально расположенная “восьмерка” (как на рисунке ниже), и представьте, что вы пишете ее священной костью в основании копчика.
Дышите спокойно и равномерно, представляя свое дыхание в виде легкой волны, которая сопровождает движение таза.
Упражнения по концентрации для Муладхары
На белом листе бумаги нарисуйте матричную форму муладхары-чакры (рис. ниже). Раскрасьте квадрат фиолетовой краской, в его центре изобразите черную точку, затем прижмите лист к земле и, придерживая руками, держите его перед лицом.
Оптимальной практикой, безусловно, является та, при которой вы самостоятельно нарисуете форму-объект концентрации, но можно также использовать просто рисунок изображенный ниже.
Фиксируйте взгляд на центральной точке и поддерживайте концентрацию около 3-х минут, каждый раз моргая, когда в этом есть необходимость, чтобы поддерживать нужный уровень влажности в глазах, но не отводите взгляд от фокусной точки, которая на санскрите называется дхрува, т. е. “неподвижный”, “постоянный”, “остановившийся”.
На протяжении всей концентрации дыхание должно сохранять спокойствие и равномерный ритм, по возможности локализованный в основании таза.
Отводя затем взгляд от рисунка, пристально смотрите на определенную точку на стене перед вами, чтобы вы смогли снова увидеть квадрат, который из фиолетового превращается в желтый согласно физическому закону дополняемости цветов (желтый становится фиолетовым и фиолетовый – желтым, оранжевый становится бирюзовым, а бирюзовый – оранжевым, красный становится зеленым, а зеленый – красным).
Стена должна быть белой, или же можно перевернуть лист и смотреть на него с другой стороны.
Идеально было бы продолжать эти практические занятия 33 дня, проводя их по возможности в одно и тоже время и затрачивая равное количество времени. После этого периода внешней концентрации необходимо перевести ее во внутреннюю форму.
Вы должны концентрировать внимание одним и тем же способом на рисунке. изображенном на листе бумаги, как описывалось выше, но в течении более долгого времени – примерно на 6 минут дольше, чем прежде, поддерживая ровное глубокое дыхание. Затем, вместо того чтобы смотреть на стену, чтобы увидеть рисунок, нужно закрыть глаза и смотреть внутрь себя.
В первое время рисунок появится в таком виде, как будто от спроецирован на классную доску в школе – это этап, который можно еще назвать скорее внешним, затем вы сможете увидеть рисунок на внутренней стороне лба, затем постепенно он проникает все глубже, затем вы сможете переместить его ниже, к основанию тела, и тогда он станет видимым на своем, правильном месте, на тазовом дне в глубине позвоночного столба.
На втором этапе упражнения потребуется заниматься еще минимально 33 дня и максимально – 3 месяца.
Описанный способ является субъективным: некоторым людям удается сразу увидеть изображение, используемое для концентрации, легко и в нужном месте, другие нуждаются в более длительном времени и должны продвигаться постепенно. Важно, во всяком случае, никогда не спешить и учитывать собственные возможности.
После указанного периода можно констатировать первые результаты: больше четкости в изображении и концентрации, улучшение памяти, телепатия, более глубокий сон, запоминающиеся сны, более интенсивно воспринимаемые запахи. У возбудимых людей должны пройти вспышки гнева.
Когда практические занятия по концентрации на первой форме отработаны и закреплены, можно переходить к визуализации матричной формы в двух цветах: в виде фиолетового квадрата и зеленых лепестков.
Для того чтобы снова увидеть все изображение, потребуется больше времени для концентрации. После того как взгляд в течении 10 минут удается фиксировать на центральной точке, не забывая при этом моргать всякий раз, когда вы почувствуете напряжение или сухость в глазах, но не отрывая пристального взгляда от точки, закройте глаза и подождите, пока то изображение не появится внутри.
Оно будет казаться все более ярким и сверкающим, и с каждым разом вам будет все легче удерживать это изображение в течении долгого времени: зеленые лепестки приобретут красивый красный цвет, а фиолетовый квадрат станет ярко-желтым.
Продолжая сидеть с закрытыми глазами и произнося биджа-мантру “Лам” после того, как изображение исчезнет, вы продлите его энергетическое воздействие. Благотворные результаты этой концентрации, уже описаны выше, постепенно будут усиливаться и приносить огромное удовлетворение практикующим.
Ученик спросил: “Каково мое будущее?” Учитель ответил: “Наблюдай за собственными ограничениями. Твое будущее – это путь, который приведет тебя к освобождению от них, используя качества, которые ты уже построил внутри себя”.
Вторая чакра – Свадхистана
Ее название означает “расположенный на своем месте”, “находящийся в правильном положении”, но последователи Шивы переводят ее название еще и как “жизненная сила лингама или Медхрадхара”, т. е. “та, что расположена в корне пениса”.
Необходимо всегда учитывать, что все, что касается ортодоксальной йоги, было установлено мужчинами применительно к функционированию мужского организма, и любая древняя ссылка на женское начало относится только и исключительно к богиням.
Эта чакра называется также “Вишну грантхи”, т. е. “узел Вишну”, который адепты развязывают, чтобы можно было продвигаться к высшим чакрам. Свадхистана, которая на позвоночном уровне располагается между первым, вторым и третьим священными позвонками (s2, s3, s4) с иннервациями, которые идут ко второму, третьему и четвертому поясничным позвонкам (12, 13, 14), расположена в корне половых органов, которые активизируются при оранжевом свете – цвете свадхистаны.
Органы воздействия этой чакры – это руки; связанные с ней органы чувств – это органы вкуса, отождествляемые с языком. Свадхистана управляет почками, которым свойственна прародительская энергия, и надпочечниками, в которых заключен адреналин, ценное вещество ортосимпатической системы, защитное действие которого проявляется в стрессовых ситуациях.
При восстановлении в этой чакре энергетического равновесия исчезают самые застарелые и глубокие страхи, внутреннее напряжение и возрастает вера в себя и в окружающих. Медитация на эту чакру помогает в практике брахмачарья монахам, посвятившим себя целомудрию, а также способствует равновесию здоровой сексуальности – без недостатка и без избытка – для тех, кто не расположен к аскетизму.
Ее жизненное дыхание – вьяна, которая управляет движением конечностей. Эта чакра приносит текучесть и способствует освежающему воздействию на организм. У нее шесть лепестков / лучей, которые начинаются на окружности круга. На лепестках написаны следующие санскритские буквы: ba-bha-ma-ya-ra-la, которые можно использовать, только услышав их правильное произношение.
Ее цвет, как считают школы, принимающие принцип дополняемости, – оранжевый. В оранжевом цвете встречаются желтый цвет Земли и красный цвет Огня, представляя собой промежуточную вибрацию, а с ней и все положительные энергии. Индусские монахи, свами, учителя йоги, в знак подтверждения своего отказа от мирской жизни и пройдя через инициализацию, одеваются в одежды оранжевого цвета.
Стихия свадхистаны – вода, джала. Действительно, именно почки управляют телесными жидкостями, создавая четкое разделение на те из них, что нужны организму – легкие и светлые, и на те, что идут в отходы – тяжелые и темные.
Вода представлена кругом, ее переносчиком является макара – существо типа амфибии, символ плодородия воды, похожее на крокодила, но с лапами льва. Мужское божество, связанное с этой чакрой, – это Вишну, защитник и охранитель жизни.
Его Шакти, женская космическая энергия – Ракини, свирепая, ночная, которая несет в руках топор и копье, отождествляемые с разрушительной силой, цветок лотоса – символ восхождения и бубен, который отбивает ритм жизни. Эта богиня ассоциируется с родами, и к ней взывают, чтобы она даровала процветание и сыновей-героев.
Вибрация, которая заключена в движении воды, – биджа-мантра “Вам”, которая произносится “ВВВВааамм”, с усилением на звуке “в”, более мягком “а” и носовом “м”, при произнесении которого вибрация происходит в корне носа. “Вам” способствует энергетическому равновесию свадхистаны-чакры.
Самым подходящим музыкальными инструментами для стимуляции этой чакры являются колокольчики, вибрация которых напоминает движение воды. Самая подходящая пища, как и для первой чакры, – это протеины, которые передают генетическое наследство, следовательно, индивидуальные соматические особенности. Они лежат в основе всех энзимов, отвечающих за синтез новой материи.
Упражнения для облегчения энергетического воздействия вира-чакр Свадхистаны
Встаньте прямо, нагнитесь вперед, слегка согнув колени, концы больших пальцев касаются икр. Проведите по икрам руками, растирая их движениями вверх и вниз: здесь проходят два энергетических канала стихии воды, которые ведут к коленям, где находятся вира-чакры свадхистаны.
Сядьте на пол, ноги вытяните вперед, широко расставив их в стороны. Двумя руками сильно массируйте левое колено в обе стороны, затем сверху и снизу.
Затем положите левую руку вниз, правую – наверх и сделайте несколько медленных глубоких вздохов, не смещая рук, которые согревают колено, чтобы способствовать энергетическому воздействию малого хранителя, который расположен внутри.
Выполните то же самое упражнение с правым коленом. Встаньте на колени и энергичными щипками обработайте икры, где находятся другие важные точки, связанные с свадхистаной-чакрой.
Свадхистана-чакра упражнение на открытие
На листе плотной белой бумаги нарисуйте матричную форму свадхистаны-чакры. Раскрасьте круг бирюзовым цветом, в центре наметьте черную точку, затем положите рисунок на землю или или держите в руках перед лицом.
Фиксируйте взгляд на центральной точке и поддерживайте концентрацию около 3-х минут – моргая, если почувствуете сухость в глазах, но не отводя взгляда от фокусной точки.
Все время концентрации дыхание должно быть ровным и спокойным, по возможности, сконцентрированным в тазовой области. Затем, отведя взгляд от рисунка, зафиксируйте его на определенной точке на стене перед вами. Постарайтесь увидеть круг, который из бирюзового станет оранжевым, т. е. примет дополняющий его цвет.
В идеале это упражнение следует повторять в течении 33 дней, как и в случае с первой чакрой, желательно, в одно и тоже время и с той же продолжительностью. После упражнения по внешней концентрации постарайтесь зрительно перенести матричную форму внутрь тела.
Для этого вам нужно будет сконцентрироваться таким же образом сначала на рисунке на бумаге, но больше по времени (около 10 минут), а затем, вместо того чтобы смотреть на стену, закройте глаза и обратите взгляд внутрь себя. Не забывайте, что важно поддерживать правильное дыхание, оно должно быть сконцентрировано в тазовой области, при этом должно создаваться ощущение, что сами внутренние органы дышат.
В первое время рисунок может показаться как бы спроектированным на классную доску, т. е. остающимся все еще на внешнем этапе, затем вы сможете увидеть его воспроизведение на внутренней стенке своего лба, следовательно, постепенно образ будет проникать все глубже, пока вам не удастся локализовать его в самом центре тазовой области, в корне гениталий.
Это упражнение также должно выполняться не менее 33 дней и не более 3 месяцев. После этого периода можно констатировать, что увеличилось восприятие вкуса и чувствительность, более богатые сексуальные переживания, которые становятся уравновешивающим фактором, без излишеств и недостаточности. Тот, кто занимается эзотерическими практиками, заметит, что легче развивается ясновидение.
Во всяком случае, действуйте в соответствии со своим собственным ритмом и со своими собственными пределами, вспоминая слова мудреца, которые прочли ранее. Когда практика концентрации закрепится, можно перейти к более сложной форме: раскрасьте лепестки в ярко-зеленый цвет и проводите концентрацию так, как описано выше.
Когда изображение рисунка, воспроизведенное внутри вас, исчезнет, оставайтесь с закрытыми глазами и произносите нараспев биджа-мантру “Вам”, чтобы содействовать продлению энергетического воздействия на свадхистану-чакру.
Третья чакра – Манипура
“Мани” означает “алмаз”, “драгоценный камень”, “сверкающее украшение”, “пури” – означает “город”. “Манипура”, таким образом, переводится как “город, в котором сверкает драгоценность”. Она называется также “набхистана-чакра”, что значит – “расположенная в пупке, Набхи, или “Мани Падмэ’ – “драгоценный лотос”.
Чакра определяется как “Рудра грантхи” – выражение, которое можно перевести как “узел Рудры”, символический узел, который йог и йогиня развязывают, чтобы перейти к высшему этапу на пути к самопознанию.
Манипура-чакра расположена в поясничной области, на уровне пятого, шестого и седьмого грудных позвонков (t5, t6, t7), напротив пупка. В центре манипуры расположен Пара, непроявленный звук. Эта чакра контролирует функции желудка и кишечника. Ее фокусная точка – это поджелудочная железа. Она связана с менструальным циклом. Влияет на зрение, а поэтому – на форму и на цвет.
Ее активный орган – анус. Связанное с ним сплетение сосудов и нервов – это солнечное сплетение, эпигастр, фокусная точка иннервации пищеварительного аппарата. В ее власти превращать энергию вселенной в индивидуальную энергию. Обладает способностью разрушать внешний мир и превращать его в самого себя.
Ее жизненное дыхание – самана – энергия, направляющая функции пищеварения и усвоения пищи – того, что отлично от нас и превращается в нас. У этой чакры 10 лепестков / лучей, на каждом из которых написаны буквы t – th – d – dh – n – p – ph (язычные) – d – dh – n (небные), которые, однако, следует произносить, только зная, как они произносятся.
Ее цвет – красный, символ жизнеспособности, горячности и потенциальной силы, самый любимый цвет детей, потому что он яркий и эмоционально напряженный. Этот цвет, наиболее соответствующий внутренностям. Кровь – наиболее яркий символ красного цвета и вместе с тем – сражения, войны, мужества, горячности и также соревнования. В школах, в которых созерцание красного связано с муладхарой-чакрой, за этой чакрой закреплен желтый цвет.
Ее элемент – огонь, который разрушает и превращает материю в более тонкую энергию. Охраняющее ее божество – Сурья, солнце. Шива представлен здесь в виде Рудры, разрушителя, разлагающего Вселенную: весь покрытый пеплом, он сидит верхом на быке по имени Нандин. Его Шакти – это Лакини, благодетельница, которую описывают как хмельную от амброзии, от божественного нектара, который она держит в руках, как бы предлагая его испить, в остальных руках она держит копье и молнии.
Ее биджа-мантра – “Рам”, вибрация огня, изображаемая в виде перевернутого треугольника в некоторых школах, в других школах вершина треугольника направлена вверх. Вибрация “Рам”, которая подразумевает движение, вызываемое теплом, произносится как РРРРааамм, с упором на “р’, более слабым звуком ‘а” и носовым ‘м’. Рам способствует энергетическому равновесию чакры манипура.
Музыкальные инструменты, наиболее подходящие для энергетического возбуждения этой чакры – это трубы, которые всегда используются во время войны, чтобы увеличить агрессивное напряжение, чтобы разжечь внутренний огонь. Пищевые принципы, наиболее подходящие для этого фокусного центра, – углеводы, непосредственный источник энергии, используемой для всех клеток нашего организма.
Упражнения для облегчения энергетического воздействия на вира-чакры Манипуры
Сядьте на землю, вытянув и широко раздвинув ноги, согните правое колено, опустите его на пол и подвиньте пятку к промежности. Поверните верхнюю половину туловища в левую сторону и положите руки, касаясь кончиками пальцев, поверх подвздошного выступа.
Выполните 5 быстрых поверхностных вдохов, затем вдохните и во время медленного и глубокого выдоха слегка наклоните торс к вытянутой ноге, в то же время слегка надавливайте на те места, где лежат пальцы рук.
Вдохнув, медленно выпрямите грудь. Повторите упражнение 6 раз, в такт с дыханием. Затем выполните упражнение с другой стороны: выпрямите правую ногу и согните левую, поверните торс к правой ноге и положите пальцы на подвздошную кость.
Выполните 5 быстрых поверхностных вдохов, затем вдохните и во время медленного и глубокого выдоха слегка согните торс к вытянутой ноге, в тоже время слегка надавливая на область выше подвздошного выступа. При выдохе ваша грудь медленно поднимается. Повторите упражнение 6 раз еще и с этой стороны.
Затем скрестите лодыжки и выпрямите грудь. Приподнимите указательные пальцы и поместите их на два пальца ниже пупка (рис. выше): для стимуляции этой точки нажимайте на нее во время каждого выдоха, который должен быть более быстрым и сильным, чем вдох. Повторите нажатия, в соответствии с ритмом поверхностного дыхания, 12 раз.
Упражнения по концентрации для Манипуры
На белом листе плотной бумаги нарисуйте матричную форму этой чакры. Закрасьте зеленым цветом весь треугольник, оставив в центре черную точку, затем положите рисунок на пол или держите в руках перед лицом.
Сосредоточьте взгляд на центральной точке и поддерживайте концентрацию около 3-х минут, моргая каждый раз, как почувствуете в этом необходимость, но стараясь не отводить взгляда от фокусного центра. Во время всего периода концентрации поддерживая ровное и спокойное дыхание, локализуем его в брюшной полости.
Затем отведите взгляд от рисунка и пристально рассматривайте определенную точку на стене перед вами, стараясь снова увидеть треугольник, который из зеленого превратится в красный, который является дополняющим цветом зеленого.
Терпеливо продолжайте упражнение в течении 33 дней, как и для других чакр, по возможности в одно время суток и в течение одного и того же времени. Выполнив упражнение по внешней концентрации, вы должны будете перенести форму внутрь себя. Следовательно, вы должны будете продолжать созерцание и довести внешнюю концентрацию до 10 минут, чтобы затем пытаться снова увидеть с закрытыми глазами проявленную внутри форму.
Дойдя до этого уровня, точка, которой необходимо придерживаться, – это постоянство в точном повторении всей предыдущей практики для того, чтобы было все легче располагать на свое правильное место форму манипуры чакры, т. е. в брюшной полости, в области между пупком и центральным поясничным отделом.
После минимального периода 33 дня практических занятий, а еще лучше – максимального времени до 3-х месяцев, вы легко констатируете, что регулируется ваша пищеварительная способность. Лучше будет работать кишечник, зрение прояснится, мозг укрепится и вы сможете дольше удерживать внимание. Когда практические занятия по концентрации закрепятся, вы сможете перейти к более сложной форме, окрасив также лепестки цветка в темно-красный цвет.
Четвертая чакра – Анахата
“Анахата” означает “звучащая без стука” – звук непроизвольный, практически не звук, т. е. звук мистический, тончайшая внутренняя вибрация, которая происходит без какого-либо удара, которая не воспринимается ухом человека и не имеет ни начала, ни конца.
Но анахаты – это такие тонкие звуки, источником которых служат функции органов и внутренностей. Необходимо иметь открытый ум, чтобы понимать то, что хотели передать нам сиддха – те люди, которые достигли необыкновенных возможностей, называемых сиддхи.
Часто их язык бывает намеренно непонятным, тайным, доступным только для посвящённых; именно поэтому перевод может получиться неточным. Полезно напомнить, что большая часть учений передавалась только в устной форме от Учителя к ученику.
Анахата – это место, где находится индивидуальная душа – дживатма, ум – манас и эго – ахамкара. Она называется также хридая-чакра, т. е. “сердечная чакра”.
Анахата – это центр, который выражает эмоциональное равновесие через две геометрические треугольные формы, которые перекрещиваются: та, у которой вершина направлена вверх, – это выражение Шьям, мужского начала, Шивы, а форма с вершиной, направленной вниз, обозначает Шакти, женское начало, Парвати, жену Шивы благосклонного.
Мужское и женское начала перекрещиваются, растворяются друг в друге, когда достигается совершенное равновесие, тогда это устраняется и индивидууму удается наконец раствориться в безграничной любви и достичь, таким образом, всеобъемлющего понимания. Та же самая янтра, геометрический рисунок из двух перекрещенных треугольников, – это также символ Вайю, божества ветра.
Анахата-чакра расположена на уровне девятого, десятого и одиннадцатого грудных позвонков (t9, t10, t11). Концентрация на этом нервном центре и раскрытие сердечной чакры спонтанно приводит к медитации на всеохватывающую и беспредельную любовь.
У нее 12 лепестков / лучей, которые выходят из центра сердца и расходятся по груди и по рукам (от плеча до кисти), доходя до кончиков всех пальцев на кистях. На каждом из них написана одна из букв: k – kh – g – gh – n (гортанный) – c – ch – j – jh – n (нёбный) – t –th, которые, однако, как было сказано выше, лучше не произносить, если не знаете правил произношения.
Ее цвет – дымчато-серый, как считается в некоторых школах, или зеленый – как принято в других школах; мы присоединяемся ко второй версии, чтобы следовать логике дополняемости, комплементарности цветов. Напомним, что зеленая анахата является дополняющей для красной манипуры. Зеленый – это цвет спокойствия, возрождения.
Это также цвет растений, и он вибрирует во всем растительном мире, показывая, что он живой. Зеленый – цвет надежды, веры, встречи внутреннего “я” человека с внешней природой. На хроматической шкале этот цвет различим человеческим глазом, это центральный цвет, ось равновесия, место встречи того, что вверху – духа, и того, что находится внизу – материи.
Снова мы находим аналогию с символическим значением Шивы в образе Пуруши – чистого духа, и Шакти в образе практики – материи. Стихия анахата-чакры – это воздух, вата, символом которого является полумесяц. Ее биджа-мантра, т. е. семенная мантра, – Йам, вибрация, которая подразумевает движение воздуха.
Ее следует произносить как ЙЙЙЙааамм, где упор делается на “й”, при этом язык упирается в зубы нижней челюсти, затем звук “а”, при котором кончик языка слегка приподнимается, и “м” – язык в центре, звук перемещается в корень носа.
Самые подходящие музыкальные инструменты для этой чакры – струнные. В Индии чаще всего используется тампура – басовый инструмент с 4 струнами, который задает основной ритм всем остальным индийским инструментам, поддерживая постоянное равновесие; непрерывная связующая нить между Землей и Небом – именно так, как указывает равномерное воздействие этого центра духовности.
Как и в случае с манипурой, непосредственный источник энергии, продукты питания, наиболее подходящие для равновесия этой чакры – это углеводы.
Упражнения для помощи энергетическому воздействию вира-чакр Анахаты
Правой рукой возьмитесь за большой палец левой руки, сгибая его суставы между фалангами, и как можно сильнее надавите на точку ближе к ладони; повторите это со всеми пальцами, каждый раз стараясь максимально согнуть пальцы.
Затем хорошо помассируйте запястье, держа большой палец правой руки на внутренней стороне ладони, а остальные пальцы – на внешней (тыльной) стороне. Левой рукой упритесь в землю или в любую другую опору.
Указательным пальцем правой руки проведите по среднему пальцу левой руки, продолжите на тыльной стороне, вдоль запястья и предплечья, стараясь двигаться по прямой линии.
Когда вы дойдете до локтя, сильно нажмите на впадину, которую почувствуете: если вы нашли нужную точку, то вы увидите, как указательный палец поднимется сам, независимо от вашего желания, в то время как все остальные пальцы левой руки будут спокойно лежать на опоре. Правой рукой выполните те же упражнения, в том же темпе и в то же последовательности.
Упражнения по концентрации для Анахаты
На листе белой плотной бумаги нарисуйте матричную форму этой чакры. Красным цветом закрасьте полумесяц, в центре его наметьте черную точку, затем положите рисунок на пол или держите в руках перед лицом.
Сосредоточьте взгляд на центральной точке и удерживайте концентрацию около 3-х минут; моргайте, если почувствуете сухость или резь в глазах, но не отводите глаз от центральной точки. Поддерживайте спокойное и ровное дыхание, дышите грудной клеткой.
Затем отведите взгляд от рисунка и смотрите в одну точку на стене перед собой: постарайтесь увидеть полукруг, который из красного превратится в зеленый – свой дополнительный цвет. В идеале эту практику следует продолжать 33 дня, повторяя упражнение всегда в одно и то же время и затрачивая на него одинаковое количество времени.
Изучив в совершенстве это упражнение, теперь вы должны визуально перенести матричную форму внутрь себя. Сконцентрируйте взгляд на рисунке на 10 минут, затем закройте глаза и переведите свой мысленный взор в центр груди, в то место, гле находится сердце.
Дышите в этой точке, в этом центре духовности, где постоянно сверкает пламя. Дышите легко, без усилия. В этот момент вы можете сконцентрироваться на всей целиком форме анахаты-чакры, раскрасив лепестки в ярко-зеленый цвет, которые затем вы увидете в ярко-красном цвете.
Пятая чакра – Вишудха
“Вишудха” означает “чистейший”, “эфирный”, “освященный”; “шуддхи” действительно означает “очищать”. Этот основной центр отождествляется с воротами богов, потому что он обозначает переход из состояния, которое в анахате-чакре еще материально, но уже трансцендентно, к более тонкому состоянию, глубокому и чистому.
Вишудха расположена в области шеи (c4, c5, c6). Эта чакра управляет функциями щитовидной железы и околощитовидных желез и регулирует содержание кальция в костях. Она контролирует кожу и дыхание. Ее орган чувств – слух, а орган воздействия – рот. Связанное с ней нервное сплетение – глоточный узел. Из этой чакры происходят семь свара, т. е. музыкальных нот.
Пробудив этот жизненный центр, адепты могут приобрести способность к высшему слуху: слышать то, что обычно не слышит человеческое ухо, чувствовать тонкий звук всех других живых существ. Ее жизненное дуновение – это удана, которая контролирует артикуляцию слов.
Она имеет 16 лепестков / лучей, исходящих из внутреннего тела, поднимаясь к вершине головы и спускаясь и спускаясь до кончиков больших пальцев ног. На каждом лепестке написана одна из букв санскритского алфавита: a – a – i –i– u – u – r – ri – l – li – e – ai – o – au – am. Но, как было сказано выше, произносить их можно, только зная правила произношения.
Цвет чакры – голубовато-бирюзовый, который символизирует небо и дает безмятежность, помогая расслабиться. Этот цвет очищает мысли, развеивая отрицательные энергии, он освежает и является антисептиком – в частности, применяется для лечения психических заболеваний.
Ее стихия – Эфир. В этой чакре изображается белый слон как обозначение филогенетической памяти, еще не осознанной в муладхаре-чакре и ставшей сознающей в этом месте. Кроме того, непроявленный звук, пара, который поднимается из манипуры-чакры, становится проявленным как вайкхари.
Мужское божество – Садашива, воплощенная белизна, одетый в шкуру тигра, которая символизирует способность укрощать дикие силы, и украшенный змеями – кобрами, символизирующими беспощадное течение времени, отмеряемое колокольчиком, который бог держит в одной из десяти рук, в другой руке он держит трезубец как символ достижения власти над тремя мирами: миром ада, миром людей и божественным миром.
Шакини – это его женская сила, сидящая на кучке костей, что символизирует ее контроль над материей – самой древней частью нашего существа. Великолепная, потрясающая аналогия: в физическом теле эта чакра управляет содержанием кальция именно в костях. Ее охраняющее божество – Чандра, луна.
Ее биджа-мантра, семенной слог стихии эфир, – это Хам, слог. который произносится как ХХХХааамм, с особым упором на “х”, мягкой гласной “а” и носовой согласной “м”. Ее повторение способствует энергетическому равновесию чакры и, следовательно, всех функций и органов, которые к ней относятся.
Самыми подходящими для стимуляции этой чакры музыкальными инструментами являются духовые – особенно флейта, звук которой называют божественным звуком.
Необходимые для этой чакры продукты питания – это жиры, недостаток которых приводит к серьезным нарушениям в умственном развитии, старению мозга и клеток, недостатку жирорастворимых витаминов, недостаточному синтезу некоторых гормонов.
Упражнения для помощи энергетическому воздействию вира-чакр Вишудхи
Сядьте на землю или на стул, приняв удобную позу, тело держите прямо, но не напряженно. Обеими руками проведите, начав с центра, по линии вдоль ключиц к плечам до двух впадин.
В эти точки упритесь большими пальцами и выполните глубокий вдох, в конце которого вы почувствуете, как ключицы приподнимаются. Во время медленного и глубокого выдоха нажимайте на обе точки, вытянув плечи вперед. Повторите упражнение шесть раз.
Положите руки на плечи (рис. ниже) и выполните круговые движения, следуя ритму вашего дыхания. Вдыхая, поверните плечи вперед и приподнимите их, выдыхая, отведите плечи назад и опустите их.
Повторите 6 раз это упражнение, затем измените его: вдыхая, отведите плечи назад и приподнимайте, выдыхая – выдвигайте вперед и опускайте. Повторите 6 раз.
Сидя или стоя, скрестите пальцы рук, вытяните руки вверх, поверните в запястьях, чтобы ладони были обращены к небу: вдыхая, смотрите на ладони, выдыхая – расслабьте шею и слегка согните верхнюю часть тела в правую сторону, затем – вдох, выпрямитесь – выдох и опустите и расслабьте руки.
Упражнение по концентрации для Вишудхи
На листе белой плотной бумаги нарисуйте матричную форму этой чакры (рис. ниже). Оранжевым цветом закрасьте весь круг, в центре его наметьте черную точку, затем положите рисунок на пол или держите в руках перед лицом.
Сосредоточьте взгляд на центральной точке и удерживайте концентрацию около 3-х минут; моргайте, если почувствуете необходимость, но не отводите взгляд от центральной точки.
Поддерживайте спокойное и ровное дыхание, вдох распространяется и поднимается снизу до горла. Затем, отведите взгляд от рисунка и смотрите в одну точку на стене перед вами, постарайтесь увидеть круг, который из оранжевого превратится в бирюзовый – свой дополнительный цвет.
В идеале эту практику следует продолжать 33 дня. После того, как вы смотрите на рисунок 10 минут, мысленно перенесите форму внутрь себя, стараясь делать это без малейших усилий, и расположите его на нужном месте – внутри горла.
Через три месяца практических занятий вы сможете сократить время для концентрации и сосредоточится на поддержании концентрации, в это – самое труднодостижимое дело. Вы заметите, что вам стало легче говорить и выражать свои мысли – особенно если вы робкий и интровертный человек.
Когда успехи в упражнении на концентрацию у вас закрепятся, еще и раскрасьте лепестки в светло-зеленый цвет; потом вы будете их воспринимать в красивом ярко-розовом цвете.
Шестая чакра – Аджна
Ее название указывает на точку, в которой осуществляется управление, на руководящую власть. Ее называют также третьим глазом, или сияющим всевидящим центром.
Есть у нее и другое имя – Тривени, или Тридеви, т. е. точка встречи трех богинь, которая управляет тремя основными каналами тела, трех главных Нади: Иды, или Ганги, которая проходит через левую ноздрю; Пингалы, или Ямуны, которая связана с правой ноздрей, и Сушумны, или Сарасвати, которая проходит вдоль позвоночного столба.
Это нервное переплетение носит также название “Шива Нетра”, т. е. “глаз Шивы”, – благодатного покровителя йогов и йогинь, или “Джняна Нетра” – “глаз познания”, “глаз мудрости”.
Своим третьим глазом Шива поражает, как молнией, и уничтожает Каму-Мадану, соблазнителя, купидона, который выпускает свои стрелы, внушая расчетливую и эгоистичную любовь. “Мада” на санскрите означает “опьянение”, неконтролируемую эмоцию, которая приводит к помрачению ума. Шива здесь представлен как Махакала – великий господин времени.
Эта чакра расположена на внутренней точке между бровями, в центре лба. В этом месте находятся умственные способности, связанные со сверхъестественными возможностями – такими, как телепатия и ясновидение. Этой чакре соответствует нервный узел мозга.
С этим жизненным центром связана функция гипофиза: гипофиз – это железа, от которой зависит вся психо-нервно-эндокринная система; она управляет функцией яичников и простаты. Вторая железа связанная с этим центром, – это эпифиз, который регулирует ритмы чередования темноты и света, смены дня и ночи и, следовательно, внутренние и внешние ритмы организма.
У этой чакры два лепестка / луча; на каждом лепестке написана одна из букв санскритского алфавита: ha – ksha. Их, как уже говорилось выше, лучше не произносить, не зная точных правил произношения.
Ее цвет – фиолетовый, который человек всегда связывал с медитацией, с отчуждением от материи, с духовностью, а также с противоположным смыслом – просьбой об искуплении, прощении, с раскаянием и повиновением кармическим законам причины-следствия. Фиолетовым цветом адепты Тантры красили свои альковы, потому что считали его наиболее подходящим для стимулирования сексуальных желез – в частности женских яичников.
Стихии земли, воды, огня, воздуха и эфира вышли из этого центра, который их покорил и успокоил.
Его Шакти Дэви, женская божественная сила, – это Хакини, сидящая на белом лотосе, который символизирует мир, покой. Его мужское божество – Шива Итара, Сияющий, носитель Лингама, Шива Нетра, тот, кто имеет три глаза, благодаря которым он видит три плана существования: физический, ментальный и духовный.
Звук этого центра совершенного сознания – это священный слог Ом, который самопроизвольно вибрирует внутри тела, а когда он произносится на распев, о резонирует в гармонии со Вселенной.
Саттвическая пища – самая чистая – благотворно влияет на энергетический баланс этой чакры.
Пища, которая обладает гармоничным свойством, – это саттвическая пища. Она способствует жизнедеятельности и дает силу, здоровье и хорошее настроение. Такая пища – восхитительна, масляниста, питательна и приятна. Бхагавад-гита
Упражнения по концентрации для Аджны
Для концентрации на этой чакре выполняются те же практические упражнения, что и для предыдущих чакр. На листе белой плотной бумаги нарисуйте матричную форму этой чакры (рис. ниже). Желтым цветом закрасьте центральный круг, в центре его наметьте точку и раскрасьте в черный цвет оба боковых лепестка, похожих на крылья.
Рисунок положите на пол или держите в руках перед собой, внимательно его рассматривая. Сосредоточьте взгляд на центральной точке на несколько минут; моргайте, если почувствуете необходимость и если точка начнет двигаться, но не отводите глаз от точки.
Затем отведите взгляд от рисунка и смотрите в одну точку на стене перед собой. Вам представится большой глаз с синеющим зрачком фиолетового цвета и сверкающие белые пятна с двух сторон.
Повторяйте упражнение 33 дня, по возможности в один и тот же час, и затрачивая на него равное количество времени. После этого периода выполните более сложное упражнение: пристально смотрите на центральную точку в течении пяти минут, затем закройте глаза и подождите, пока рисунок появится внутри вас в своем прекрасном образе сияющего фиолетового глаза, окруженного светом, на черном фоне.
Концентрация на предыдущих чакрах уже дала вам возможность тренировать огромные потенциальные возможности мозга, о которых мы не догадываемся в обычном состоянии; если вы, дойдя до этого уровня, преуспели в практических занятиях, то вы заметите, что ваши возможности возросли невероятным образом.
Седьмая чакра – Сахасрара
Сахасрара означает круг с тысячью лепестков. Эта чакра называется также “сахасрара падма”, т. е. “тысячелепестковый лотос”; она находится в верхней точке головы. В самом ее центре расположена точка Брахмана, или великого источника жизни, которая раскрывается дважды, в самые значительные моменты земного существования – в моменты рождения и смерти физического тела.
Все движения по направлению к этой точке, где нет двойственности, где Шива и Шакти составляют неделимое единство. Полная, круглая и чистая луна (Парипурна Чандра) светит собственным светом, без тени; даже Шаша – заяц, который, как считают индуисты, там обитает, отбрасывая свою прозрачную тень, даже он больше не появляется, растворившись в бесконечности.
Эта чакра расположена прямо над головой. Никакие физические функции не связаны с этим центром, где растворяется в бесконечности любое начало. Это местопребывания Парамашивы, который символизирует слияние индивидуальной души / духа с универсальной, вселенской душой / духом, где наконец происходит встреча человеческого существа и божественного начала.
Из точки Брахмана истекает амрита – магический опьяняющий напиток; здесь наше внутреннее небо, сводом которого является черепная коробка, растворяется в бесконечном внешнем Небе. Все цвета светящегося спектра вращаются в стремительном вихре, образуя белый цвет – цвет света. Именно белый цвет является цветом сахасрары-чакры: белый цвет находится за пределом каждого цвета, в то же время содержит в себе все цвета.
Биджа-мантры, или семенные мантры, на этом уровне уже не нужны, все наше существо вибрирует вместе со Вселенной без внешнего звука. Йоги и Йогини становятся Муни – безмолвными аскетами. Путь к осознанию подошел к концу.
Не буду описывать ни одного особого упражнения по концентрации для этой раджа-чакры, так как, если вы внимательно прочли весь текст и ежедневно делали рекомендованные практические упражнения, то на этом уровне каждый в состоянии сам найти подходящую формулу для этого последнего центра сознания.
На рисунке изображены все королевские чакры в виде цветков лотоса и некоторые второстепенные чакры в виде простых черных точек.
Сконцентрируйтесь на точке анахаты-чакры, в центре груди, пристально смотрите на белую точку в ее центре. Сохраняйте концентрацию на время 33 вдохов и выдохов, спокойных и ровных; можно моргать, если чувствуете в этом потребность, но не отрывайте взгляда от центра.
Затем закройте глаза и наблюдайте то, что появится перед вами, в каждой малейшей детали, сохраняя видимый образ, пока он не рассеется. Когда вы почувствуете такую необходимость, мысленно перенесите внутрь себя всю форму, поместив каждый лотос в предназначенное ему место.
Заключение
«Личный опыт, который сначала сопровождался глубоким скептицизмом, привел к неожиданно проявившемся и четко действующим телепатическим способностям. Я рассказываю об этом, хотя теперь оно мне кажется глуповатым. Я сидела рядом с телефоном и напряженно думала о каком-то человеке, который через несколько минут обязательно мне звонил.»
«Я шла по улице и думала об определенном человеке, представляя, как он сворачивает за угол, – и он сразу же появлялся. Когда в тот момент я попросила объяснить это явление, обратившись к Карлу Патриану, который, как мне было известно, прослыл одним из старейших адептов йоги, то он ответил, что это обычное явление для тех, кто практикует путь йоги и делает это искренне, идя правильным курсом.»
«Много лет спустя я задала тот же вопрос моему Учителю Свами Шанкарананда Махарадже, и он в своей мягкой манере посоветовал мне не обращать внимания на столь незначительные и поверхностные достижения. (Габриэла Аль-Шамали)» Чакры человека и их раскрытие, напрямую связаны с развитием сверх способностей.
С уважением, Олег!